Валаам. Музей. Художники
Сайт Ларисы Печёриной Экспозиционно-выставочная работа музея
Собирательская,
научно-исследовательская работа любого музея должна иметь публикации в виде
выставок, экспозиций, печатных изданий. Но в 1980-х гг. трудноразрешимой была на Валааме
ситуация с организацией стационарных, длительно
работающих экспозиций. Причина – хроническое отсутствие пригодных
помещений. В те годы для выставок использовались церковные здания Воскресенского и
Гефсиманского скитов. Кроме того, было приспособлено под выставочный
зал помещение столовой ликвидированной Турбазы на Воскресенском
скиту, деревянной, с большими окнами пристройки, примкнувшей к жилому
корпусу. Первым там выступил с персональной выставкой сортавальский
художник Кронид Александрович Гоголев ( 1983). В следующем, 1984
году, там развернулась персональная выставка произведений
Б.А.Смирнова-Русецкого.Из
года в год устраивались в бывшей турбазовской
столовой тематические выставки.Тематика их различна: Например, «Охрана и использование
памятников истории, культуры и природного ландшафта Валаамского
архипелага (прошлое, настоящее , будущее)» (эспозиционеры Рудин В.В.и
Гурвич Л.И.(1986). К семидесятилетию Октябрьской революции, в следующем
году эта же экспозиция после некоторых доработок,называлась «Великий
Октябрь и охрана и использование памятников истории и культуры
Валаамского архипелага» ( экспозиционер Л.И. Гурвич).Это продолжалось, пока пристройку в
1987 не разобрали в целях реставрации скитского ансамбля, не
позаботившись, однако, о предоставлении музею другой, универсальной
экспозиционной площади, на которой можно было бы оперативно работать.
Таким образом, музей, на балансе которого были все архитектурные
памятники острова, не сумел обеспечить себя мало-мальски пригодными
помещениями для выставок. Это очень плачевный факт.
И все же музейщики
стремились показать результаты своей работы. Одна из сотрудниц,
главный хранитель Попова (Гусева) Людмила Михайловна, вела тему «Школа
боцманов
ВМФ флота на острове Валаам и рота юнг». Она завязала переписку с
бывшими юнгами, которые смогли откликнуться, устраивала встречи с ними
на острове. К
1985 г. она собрала необходимый материал, и в одном из помещений
Зимней гостиницы на первом этаже была открыта первая стационарная
выставка.
Ежегодно использовалась Успенская церквь Гефсиманского
скита,вплоть до ликвидации в 1092 г.
государственного музея. Начиная с 1988 г.,
после проведения комплекса консервационных работ музейным
реставратором иконописи В.П. Макаровым, в Успенской церкви
Гефсиманского скита туристы могли посмотреть выставку «Иконы из фондов
валаамского музея» (экспозиционеры Макаров В.П. и Печёрина Л.Н.).
В
надвратной церкви апостолов Петра и Павла в 1990 тоже открылась стационарная
экспозиция «История формирования архитектурно-ландшафтного комплекса
Валаамского архипелага и его реставрация» (автор Печёрина Л.Н.).
Выставка долго готовилась и была рассчитана на длительную работу, но
ее тоже демонтировали в 1992 г. Все=таки, уже в следующем, 1993 г., в
церкви Петра и Павла смонтировали выставку икон, которая работала до 2011 г. В том же году была организована
этнографическая выставка в Каретно – конюшенном сарае, которая
функционирует и сейчас (экспозиционеры Рудин В.В., Печёрина Л.Н.).
Выездные выступления всегда были событием в жизни валаамского
музея. Первая выставка состоялась в к. 1983 г. районном карельском
городе Сегежа. ( экспозиционеры Печёрина Л.Н., Рыбина Н.В.). Опыта
транспортировки у сотрудников еще не было, поэтому организаторы
столкнулись с непредвиденными трудностями. Следующая, организованная за
пределами Валаама выставка, совместная с музеем «Кижи», состоялась в
Выставочном зале СХ Карелии и называлась «Памятники культуры Карелии в
произведениях изобразительного искусства. Кижи. Валаам» (1984). Позднее,
в Петрозаводске, в помещении только что выстроенного Художественного
салона открылась выставка «Художники- друзья Валаама»( 1987). Потом
(1988) были выставки в Ленинграде, в Выставочном зале Союза художников
РСФСР (Большеохтинском), в 1992 г. были две выставки - в Финляндии (
Православный центр Эваккокескус в Иисалми). Запомнилась выставка
«Россия, Русь, храни себя, храни,,,», посвященная Играм доброй воли в
Санкт-Петербурге, в Муниципальном культурном центре (Дворец
Белосельских-Белозерских, 1994), Неприятности, которые не пожелаешь ни
одному музейщику, связанные с транспортировкой экспонатов на Валаам
после работы выставки «Россия, Русь…» (кража музейных предметов на
теплоходе), надолго атрофировали желание куда-либо выезжать с
экспонатами.
Новая выставочная волна началась в 2005 г., когда
сравнительно определилась ближайшая перспектива валаамского музея в
условиях взаимодействия с монастырем.
Снова в СПБ, в музее «Мир воды Санкт-Петербурга» Валаамский музей
выступил совместно с другими музеями и Спасо-Преображенском Валаамским
монастырем («Остров монашеского подвига»), в том же году состоялась
совместная с Региональным Музеем Северного Приладожья (РМСП) выставка,
посвященная столетнему юбилею московского художника Б.А.
Смирнова-Русецкого, в 2006, снова в РМСП –«Валаамское Преображение».
Последнее крупное выступление Валаама - 2007 г. состоялось в
Презентационно-выставочном центре Государственного
историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». В 2010 г. завершилась, начатая в 2007 г. работа над стационарной экспозицией, которая
развернулась в церкви Свято-Владимирского скита.
Печёрина Л.Н.
Из музейного собрания живописи Из музейного собрания графики
|