Суббота, 17.11.2018, 23:16

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Валаам.Музей.Художники

     Сайт Ларисы Печёриной


    ВАЛААМСКИЙ МУЗЕЙ. НОВЫЙ ЭТАП
    Часть 2-я. Древлехранилище




          Наша газета уже неоднократно писала о «новом дыхании» Валаамского историко - художественного музея в составе ПКПЦ «Свет Валаама». Внимательный читатель наверняка помнит статью в номере 4 за нынешний год, которая называлась: «Валаамский музей. Новый этап». В ней писалось, как: «28 мая 2007 года сотрудникам музея представилась возможность в составе комиссии, возглавляемой Владыкой Панкратием, познакомиться с интерьером будущей экспозиции, которая должна к лету 2009 г. развернуться в четырех залах нового храма Свято-Владимирского скита. На скиту тогда был самый разгар строительных работ, но характер интерьеров уже четко угадывался. А это значит – уже можно приступать к работе».

         Наступил день, когда пока еще пробный, но уже вполне рабочий вариант экспозиции можно предложить вниманию посетителей. Как уже говорилось в предыдущих газетных статьях, работа над ее формированием будет продолжаться до лета 2009 года. Не для всех залов еще в настоящее время готово музейное оборудование: витрины, стенды, подиумы, не все еще завезено. Но, тем не менее, экспозицию первого зала, с которого начинается рассказ о древней истории Валаама, можно признать вполне завершенной. О тех временах красноречиво повествуют археологические находки (керамические фрагменты и кусочки металла), обнаруженные на острове Святом и датированные ХIV веком (как предполагается по некоторым источникам, именно на Святом острове началась валаамская иноческая жизнь). Столь же значительными свидетельствами являются керамические и металлические находки, обнаруженные при раскопках на берегу Кукинского залива и на территории центральной усадьбы монастыря.

         К сожалению, непосвященному посетителю эти археологические артефакты не всегда дают пищу для зримого восстановления событий прошлого. Лучше помогают почувствовать прошлое образы святых, лики основателей монастыря и его подвижников, сотворенные вдохновенной кистью древнего иконописца или выполненные мастерами более позднего времени. Воссоздание со значительной степенью достоверности интерьера монастырского скриптория (библиотеки) с атрибутами творчества средневекового переписчика книг вводит посетителя в атмосферу тишины, сосредоточенности и молитвенного состояния, необходимые для работы. Украшенные миниатюрами и великолепными орнаментами книги, созданные валаамскими монахами на рубеже XV–XV1 вв., принадлежат к золотому фонду отечественной художественной культуры. В экспозиции представлены некоторые образцы в копиях. Подлинники же знаменитых фолиантов хранятся в крупнейших и авторитетнейших собраниях книгописного искусства.

         Следует подчеркнуть, что экспозицию первого и других залов составляют памятники, принадлежащие трем музеям. Одна из икон в первом зале («Св. прп. Корнилий Палеостровский», XVIII в.) принадлежит Карельскому музею изобразительных искусств и передана нам на временное хранение. Преобладающая же часть экспонатов: иконы, книги, картины, медное литье, этнографические предметы – числятся в фондах ранее созданного Валаамского музея. А сейчас, в ходе создания фактически нового музея, названного по старой традиции «Древлехранилище», уже формируется его собственная коллекция, которая очень быстро стала пополняться новыми прекрасными памятниками. Это, главным образом, иконы, переданные в «Древлехранилище» нашим Владыкой – Епископом Троицким Панкратием.
         Все иконы, прежде чем оказаться помещенными в экспозицию, побывали сначала в руках реставраторов, благодаря чему их краскам возвращена, по возможности, первозданная свежесть и чистота. Открывает повествование весьма древняя икона «Божия Матерь», написанная византийским мастером предположительно в XIV в. Логически, это, разумеется, оправданное решение. Как известно, искусство иконописи стало развиваться на Руси из Византии, с принятием христианства. Согласно преданиям, многовековая христианская история на Валааме начинается со святого благословения Андрея Первозванного, поэтому икона первоверховного апостола тоже помещена в начале экспозиции. Далее – прпп. Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – основатели иноческой обители на Валааме. Здесь же иконы с изображением некоторых подвижников, чьи имена включены в перечень собора валаамских святых. Кроме упомянутой выше иконы Корнилия Палеостровского, на нас смотрят строгие лики прпп. Афанасия Сяндемского и Александра Свирского, новгородских святителей…

         О том, как много преуспели валаамские иноки в миссионерской деятельности, говорит карта на стене с указанием монастырей и пустынь, основанных постриженниками, подвижниками Валаамского монастыря за почти тысячелетний период его истории. Другая карта, точнее, копия «Объединенной карты Шведского королевства», висящая здесь же, показывает, как выглядел Валаам в представлении картографа из Амстердама Фредерика де Вита в 1688 г. Если бросить взгляд в глубину древних взаимоотношений северных народов со шведами, а именно, на более, чем три века раньше, то весьма показательна история шведского короля Магнуса II Смека, завоевателя православных земель, а позднее – спасенного молитвой валаамских монахов от гибели в пучине ладожских вод, принявшего на острове великую схиму под именем Григория, и вскоре скончавшегося и погребенного на братском кладбище. Надгробие на его могиле не раз меняли, до начала XIX в. оно было деревянным, а позднее его соорудили из камня. В экспозиции представлен осколок последней намогильной плиты с фрагментами текста предания.

         Центральная часть экспозиции, главный, самый большой и красивый зал, еще не укомплектован оборудованием, поэтому здесь к приезду высоких гостей (21 сентября) разместилась временная выставка московского художника-пейзажиста А. А. Шилова, что само по себе является интересным событием в истории Валаамского музея и требует отдельного рассказа.

         Следующий зал, так называемая, «Галерея» знакомит посетителя с историей острова и Валаамского монастыря от XIX в. до наших дней. Безусловно, в этом зале тоже еще предстоят какие-то изменения и дополнения. И все же, некоторые экспонаты сразу же получили свое непререкаемее значение. Прежде всего, это «Антиминс, присланный Преосвященным Антонием Епископом Финляндским и Выборгским на Валаам для Храма Преображения Господня 19 июня 1896 г.». Это не просто экспонат и даже не просто реликвия, это – святыня, требующая почитания и бережного отношения. Портреты старцев, игуменов, книги, священные сосуды, выставленные в витринах, повествуют о том, что жизнь монастыря на острове продолжалась и тогда, когда Валаам был территорией Финляндии. После 1939 г. монастырская жизнь была прервана в связи с переносом советско-финской границы. Некоторыми памятниками представлен в экспозиции Валаам предвоенный, когда обосновалась на острове база обучения военно-морского флота, несколько предметов характеризуют время существования на острове Дома инвалидов, турбазы и Государственного музея-заповедника. Конечно, поиск экспонатов, пополнение фондов музея продолжается, и в этой части экспозиции тоже еще будут пополнения…

         Одна из витрин посвящена нашим дням, периоду возрождения иночества на Валааме. Много важных событий произошло за эти двадцать лет, в том числе, построен и этот новый скит, Свято-Владимирский, где нашлось место и самому музею. Символический ключ скита, орнаментально украшенный, сверкает в витрине всеми цветами радуги. В 2005 г. состоялось великое освящение Спасо-Преображенского собора – о главных участниках этого события напоминает фотография Михаила Богомаза. В том же году состоялось наречение и хиротония игумена монастыря, архимандрита Панкратия во епископа Троицкого, викария Московской епархии. В экспозиции представлен один из архимандритских крестов, переданных Владыкой музею. Хочется поведать и о других событиях, поэтому в этом разделе тоже будут еще дополнения, расставлены правильные акценты.

         Из «Галереи» – выход в зал, в котором выставлены произведения изобразительного искусства. Валаам, как известно, давно снискал славу натурного класса для множества художников. Многие их работы остались, увы, в запасниках музея. И тем не менее, даже простой перечень представленных авторов займет много места, поэтому целесообразно здесь ограничится лишь некоторыми фамилиями. Это мастера XIX века: Ф. Васильев (в копии), П. Джогин, А. Писемский; из авторов ХХ в.: Б. Смирнов-Русецкий, С. Бусахин, А. Куршин, Ю. Кряквин, Ю. Люкшин, И. и Ю. Грецкие, Д. Поленков., М. Юфа и многие другие.

         Информация о художественной коллекции музея со временем будет изложена в различных вариантах: в виде каталога, слайд-шоу, альбома, буклетов, чтобы достойно и всесторонне представить нашу коллекцию на суд самого искушенного зрителя.

     Печёрина Л. Н., искусствовед, гл. хранитель фондов музея
    Фото автора статьи. В кадре: Часть экспозиции. На стене - картины М. Юфы, А.Четверикова,Б. Кукшиева, А. Куршина, Д. Поленкова.
    В витринах - графические листы Ю. Люкшина, А. Гурвича, И.Ю. Грецких



    Газета "Свет Валаама" № 9-10 (21-22) сентябрь-октябрь 2008 г.,с.6
    (Тект в газете проиллюстрирован фотографиями Павла Козионова).