Валаам.Музей.Художники
Сайт Ларисы Печёриной ВАЛААМСКИЙ МУЗЕЙ. НОВЫЙ ЭТАП Часть 2-я. Древлехранилище
Наша газета уже неоднократно писала о «новом дыхании» Валаамского
историко - художественного музея в составе ПКПЦ «Свет Валаама».
Внимательный читатель наверняка помнит статью в номере 4 за нынешний
год, которая называлась: «Валаамский музей. Новый этап». В ней писалось,
как: «28 мая 2007 года сотрудникам музея представилась возможность в
составе комиссии, возглавляемой Владыкой Панкратием, познакомиться
с интерьером будущей экспозиции, которая должна к лету
2009 г. развернуться в четырех залах нового храма Свято-Владимирского
скита. На скиту тогда был самый разгар строительных работ, но характер
интерьеров уже четко угадывался. А это значит – уже можно приступать к
работе».
Наступил день, когда пока еще пробный, но уже вполне рабочий
вариант экспозиции можно предложить вниманию посетителей. Как уже
говорилось в предыдущих газетных статьях, работа над ее формированием
будет продолжаться до лета 2009 года. Не для всех залов еще в
настоящее время готово музейное оборудование: витрины, стенды,
подиумы, не все еще завезено. Но, тем не менее, экспозицию первого
зала, с которого начинается рассказ о древней истории Валаама, можно
признать вполне завершенной. О тех временах красноречиво повествуют
археологические находки (керамические фрагменты и кусочки металла),
обнаруженные на острове Святом и датированные ХIV веком (как
предполагается по некоторым источникам, именно на Святом острове
началась валаамская иноческая жизнь). Столь же значительными
свидетельствами являются керамические и металлические находки,
обнаруженные при раскопках на берегу Кукинского залива и на
территории центральной усадьбы монастыря.
К сожалению, непосвященному посетителю эти археологические
артефакты не всегда дают пищу для зримого восстановления событий
прошлого. Лучше помогают почувствовать прошлое образы святых, лики
основателей монастыря и его подвижников, сотворенные вдохновенной кистью
древнего иконописца или выполненные мастерами более позднего времени.
Воссоздание со значительной степенью достоверности интерьера
монастырского скриптория (библиотеки) с атрибутами творчества
средневекового переписчика книг вводит посетителя в атмосферу тишины,
сосредоточенности и молитвенного состояния, необходимые для работы.
Украшенные миниатюрами и великолепными орнаментами книги, созданные
валаамскими монахами на рубеже XV–XV1 вв., принадлежат к золотому фонду
отечественной художественной культуры. В экспозиции представлены
некоторые образцы в копиях. Подлинники же знаменитых фолиантов хранятся в
крупнейших и авторитетнейших собраниях книгописного искусства.
Следует подчеркнуть, что экспозицию первого и других залов
составляют памятники, принадлежащие трем музеям. Одна из икон в первом
зале («Св. прп. Корнилий Палеостровский», XVIII в.) принадлежит
Карельскому музею изобразительных искусств и передана нам на временное
хранение. Преобладающая же часть экспонатов: иконы, книги, картины,
медное литье, этнографические предметы – числятся в фондах ранее
созданного Валаамского музея. А сейчас, в ходе создания фактически
нового музея, названного по старой традиции «Древлехранилище», уже
формируется его собственная коллекция, которая очень быстро стала
пополняться новыми прекрасными памятниками. Это, главным образом, иконы,
переданные в «Древлехранилище» нашим Владыкой – Епископом Троицким
Панкратием.
Все иконы, прежде чем оказаться помещенными в экспозицию,
побывали сначала в руках реставраторов, благодаря чему их краскам
возвращена, по возможности, первозданная свежесть и чистота. Открывает
повествование весьма древняя икона «Божия Матерь», написанная
византийским мастером предположительно в XIV в. Логически, это,
разумеется, оправданное решение. Как известно, искусство иконописи стало
развиваться на Руси из Византии, с принятием христианства. Согласно
преданиям, многовековая христианская история на Валааме начинается со
святого благословения Андрея Первозванного, поэтому икона
первоверховного апостола тоже помещена в начале экспозиции. Далее –
прпп. Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – основатели иноческой
обители на Валааме. Здесь же иконы с изображением некоторых подвижников,
чьи имена включены в перечень собора валаамских святых. Кроме
упомянутой выше иконы Корнилия Палеостровского, на нас смотрят строгие
лики прпп. Афанасия Сяндемского и Александра Свирского, новгородских
святителей…
О том, как много преуспели валаамские иноки в миссионерской
деятельности, говорит карта на стене с указанием монастырей и пустынь,
основанных постриженниками, подвижниками Валаамского монастыря за почти
тысячелетний период его истории. Другая карта, точнее, копия
«Объединенной карты Шведского королевства», висящая здесь же,
показывает, как выглядел Валаам в представлении картографа из Амстердама
Фредерика де Вита в 1688 г. Если бросить взгляд в глубину древних
взаимоотношений северных народов со шведами, а именно, на более, чем три
века раньше, то весьма показательна история шведского короля Магнуса II
Смека, завоевателя православных земель, а позднее – спасенного молитвой
валаамских монахов от гибели в пучине ладожских вод, принявшего на
острове великую схиму под именем Григория, и вскоре скончавшегося и
погребенного на братском кладбище. Надгробие на его могиле не раз
меняли, до начала XIX в. оно было деревянным, а позднее его соорудили из
камня. В экспозиции представлен осколок последней намогильной плиты с
фрагментами текста предания.
Центральная часть экспозиции, главный, самый большой и красивый
зал, еще не укомплектован оборудованием, поэтому здесь к приезду
высоких гостей (21 сентября) разместилась временная выставка московского
художника-пейзажиста А. А. Шилова, что само по себе является интересным
событием в истории Валаамского музея и требует отдельного рассказа.
Следующий зал, так называемая, «Галерея» знакомит посетителя с
историей острова и Валаамского монастыря от XIX в. до наших дней.
Безусловно, в этом зале тоже еще предстоят какие-то изменения и
дополнения. И все же, некоторые экспонаты сразу же получили свое
непререкаемее значение. Прежде всего, это «Антиминс, присланный
Преосвященным Антонием Епископом Финляндским и Выборгским на Валаам для
Храма Преображения Господня 19 июня 1896 г.». Это не просто экспонат и
даже не просто реликвия, это – святыня, требующая почитания и бережного
отношения. Портреты старцев, игуменов, книги, священные сосуды,
выставленные в витринах, повествуют о том, что жизнь монастыря на
острове продолжалась и тогда, когда Валаам был территорией Финляндии.
После 1939 г. монастырская жизнь была прервана в связи с переносом
советско-финской границы. Некоторыми памятниками представлен в
экспозиции Валаам предвоенный, когда обосновалась на острове база
обучения военно-морского флота, несколько предметов характеризуют время
существования на острове Дома инвалидов, турбазы и Государственного
музея-заповедника. Конечно, поиск экспонатов, пополнение фондов музея
продолжается, и в этой части экспозиции тоже еще будут пополнения…
Одна из витрин посвящена нашим дням, периоду возрождения
иночества на Валааме. Много важных событий произошло за эти двадцать
лет, в том числе, построен и этот новый скит, Свято-Владимирский, где
нашлось место и самому музею. Символический ключ скита, орнаментально
украшенный, сверкает в витрине всеми цветами радуги. В 2005 г.
состоялось великое освящение Спасо-Преображенского собора – о главных
участниках этого события напоминает фотография Михаила Богомаза. В том
же году состоялось наречение и хиротония игумена монастыря, архимандрита
Панкратия во епископа Троицкого, викария Московской епархии. В
экспозиции представлен один из архимандритских крестов, переданных
Владыкой музею. Хочется поведать и о других событиях, поэтому в этом
разделе тоже будут еще дополнения, расставлены правильные акценты.
Из «Галереи» – выход в зал, в котором выставлены произведения
изобразительного искусства. Валаам, как известно, давно снискал славу
натурного класса для множества художников. Многие их работы остались,
увы, в запасниках музея. И тем не менее, даже простой перечень
представленных авторов займет много места, поэтому целесообразно здесь
ограничится лишь некоторыми фамилиями. Это мастера XIX века: Ф. Васильев
(в копии), П. Джогин, А. Писемский; из авторов ХХ в.: Б.
Смирнов-Русецкий, С. Бусахин, А. Куршин, Ю. Кряквин, Ю. Люкшин, И. и Ю.
Грецкие, Д. Поленков., М. Юфа и многие другие.
Информация о художественной коллекции музея со временем будет
изложена в различных вариантах: в виде каталога, слайд-шоу, альбома,
буклетов, чтобы достойно и всесторонне представить нашу коллекцию на суд
самого искушенного зрителя.
Печёрина Л. Н., искусствовед, гл. хранитель фондов музея
Фото автора статьи. В кадре: Часть экспозиции. На
стене - картины М. Юфы, А.Четверикова,Б. Кукшиева, А. Куршина, Д.
Поленкова. В витринах - графические листы Ю. Люкшина, А. Гурвича, И.Ю.
Грецких
Газета "Свет Валаама" № 9-10 (21-22) сентябрь-октябрь 2008 г.,с.6
(Тект в газете проиллюстрирован фотографиями Павла Козионова).
|