Воскресенье, 23.09.2018, 02:39

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Валаам. Музей. Художники

     Сайт Ларисы Печёриной


    Валаамские будни художников



    Акварель В.Баландина



          Авторы… Это и живописцы, и графики, и мастера декоративно- прикладного искусства, это также искусствоведы, которые с позиций высокого искусства пытаются расставить главные ударения в потоке многообразной художественной продукции. Невозможно обойти вниманием и тех, кто запечатлел красоту Валаама объективом фотоаппарата, расширяя необозримо тем самым мир прекрасного еще одним видом искусства- художественной фотографией. Таким образом, список авторов, так или иначе коснувшихся валаамской темы вряд ли может когда-либо оказаться завершенным. Поэтому сейчас его можно ограничить лишь теми именами, которые оказались в контакте с Валаамским музеем, начиная с 1980 года, когда были приобретены в фонды первые экспонаты.

         Будучи тогда старшим научным сотрудником Научно-экспозиционного отдела, по долгу службы, я сразу же принялась за комплектование фондов. Предметом № 1, открывшим «Главную книгу поступлений», была картина Георгия Адамовича Стронка, народного художника КАССР « Острова Ладоги»(1976). Позднее, в 1992 г., картина была передана в фонды Регионального музея Северного Приладожья.

         Авторы будущих картин...Чаще всего они приезжали на остров неожиданно. В 1980-х гг. у музея были очень ограниченные возможности принимать неожиданных гостей. Цивилизованного жилья просто не было. Иногда художник появлялся на вечернем рейсе теплохода., что крайне затрудняло обеспечение его какой-нибудь крышей. Поэтому мне пришлось со временем завладеть ключами двух-трех келий и кое-как приспособить их для приема художнической братии, т.е. освободить от хлама, в какой-то из них покрасить полы и побелить стены, снабдить каким-то подобием мебели. Стол, кровать, раскладушка – было уже хорошо. Случалось, когда не хватало места, импровизировать из разных досок необходимые принадлежности для быта. Чистые комплекты белья, к счастью, всегда были: получала от кастелянши музея.
     
         Посещения художников Валаама в течение 1980-гг были достаточно интенсивными. Они приезжали, как по одному, так и группами в течение каждого года. Я их всех встречала, даже слыла «мамой» среди них, так как старалась каждого устроить, в каждом поддержать творческую энергию. Неоднократно приезжали на остров с творческими целями многие из авторов, представленных в фондах музея. Это и Н. Бородавко, А.Каштанов, Ю. Кряквин, и Д. Поленков, тот же Г. Стронк, Трибушный, А. Харитонов, А. Четвериков и другие.

         Выделялась среди авторов группа архитекторов-реставраторов, которые свободное от основной работы время посвящали творчеству. Их  не приходилось устраивать, так как им с самого начала было выделено жилье. Валаам был для них местом работы. Самые активные из них - это А.Дельнов, В. Погорелый, Н. Бушихин, Г. Блохин, К. Степанов.
     
         Почти ежегодно наведывался московский художник Б.А.Смирнов-Русецкий – мастер пастельного пейзажа. Он всегда предупреждал о своем приезде, поэтому к его появлению выбирался наилучший вариант. Дважды, по его желанию, он жил в моей келье. Я находила пристанище у знакомых.
     
         Само собой, уже первые выставки тогда еще молодого музея включали произведения художников, созданные на основе валаамских впечатлений. Сотрудники музея, прежде всего, я, как искусствовед, стремились сохранять постоянную связь со всеми, приезжавшими на остров мастерами, для того, чтобы, по возможности, не упустить из внимания плоды их усилий и вовремя пополнить формирующуюся коллекцию новыми произведениями современной живописи и графики.

          Все это оказалось не напрасным. Благодаря дружбе с художниками, удалось укомплектовать фонды, создать базу для организации будущих выставок, которые. проводились почти ежегодно, как на острове Валааме, так и выездные. Кроме того, с середины 1980-х гг. музей начал устраивать кратковременные ( на 1-2 дня) экспресс-выставки – персональные отчеты художников о пребывании на острове. В 1986 году даже появилась идея создать при музее творческое объединение "Художники, друзья Валаама" на коммерческой основе, не осуществившаяся в связи с кардинально изменившимися перспективами социально-политической жизни, вызванными возвращением на древний остров исконного хозяина - Русской Православной церкви в лице Спасо-Преображенского Ставропигиального православного мужского монастыря. Тем не менее, и сейчас, когда музей стал работать под покровительством и в подчинении монастырю, продолжают по всем традиционным направлениям комплектоваться фонды, поступают произведения изобразительного искусства.

         Цепь имен художников, удлиняясь, создает тенденцию для появления другой линии авторов, цель которых изучать историю формирования художественной летописи Валаама. В этой линии также выделяется ряд имен, о которых необходимо рассказать на страницах сайта. Назову некоторых из них их сразу: соавторы альбома "Художники на Валааме" В.М. Агапов и Т.А. Хаккарайнен, и Н.А. Костяшкин, автор книги "Валаам в жизни и творческтве замечательных людей," в которой дана попытка представить весь букет имен деятелей культуры прошлого и настоящего,связанных с Валаамом.            

    ___________________________________________________Л.Н. Печёрина

    Валаам. 2004.