Суббота, 17.11.2018, 23:14

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Валаам. Музей. Художники

     Сайт Ларисы Печёриной


    Загадка „тайны Куко»

      
    Слева- рисунок И.И.Шишкина с натуры, 
    справа-Фотография 1980-х с натуры 
                                          

          С «тайной Куко» я столкнулся 1972 году, когда в первый раз посетил Валаам. Тогда у часовни на Елеонской горе над малой Николаевской бухтой я с большим интересом слушал рассказ прекрасного экскурсовода Петра Николаевича Вакулина о месте Валаама в творчестве выдающегося русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Вакулин рассказывал, что за свою дипломную картину «Местность Куко на Валааме», написанную в 1859 году, Шишкин, оканчивающий Петербургскую Академию Художеств, получил большую золотую медаль и трехгодичную творческую командировку за границу. В местности Куко на Валааме им была в том же 1859 году написана и известная картина «Скалы на острове Валааме. Куко».

         Далее Вакулин говорил о том, что сейчас неизвестно, где находится эта местность Куко, прославленная Шишкиным в своих картинах. Этот рассказ излагается, в той или иной редакции, и другими экскурсоводами уже много лет.
     
         Известный карельский краевед, патриот Приладожья Тойво Хаккарайнен в своем альбоме «Художники на Валааме», изданном в Петрозаводске в 1978 году, помещает репродукции обеих упомянутых картин. Там же, на странице 18 он пишет: «Члены Сортавальского клуба любителей изобразительного искусства разыскивают местность Куко на Валааме, которую запечатлел И. И. Шишкин...» Итак, местность Куко оказалась «потерянной». Безрезультатные поиски ее продолжались до 1983 года, когда, наконец, удалось достоверно и точно решить этот вопрос, установив в натуре места, с которых Шишкин писал упомянутые картины.

         История же раскрытия этой тайны такова:
     
         В начале прошлого года я перечитывал книгу Василия Ивановича Немировича-Данченко «Крестьянское царство», и мое внимание привлекли строки главы XIII «Гавань, проливы и плесы...» В этой главе описывается одна из поездок автора на лодке вместе с монахом Авениром. Проехав под Владимирским мостиком по направлению к монастырской ферме, монах Авенир сказал автору: «...А это вот будет у нас залив Кукинский. Так и со старины он зовется.
         — Откуда слово такое?
         — А от куки. Кука, которая кукует, — пояснил он, заметив мое недоумение.
         — Здесь прежде водились горластые куки...
    На вершине залива домик. Там варят пищу косцам и убиральщикам сена».

         Далее лодка подъехала к монастырской ферме, где заканчивалось строительство.

         Таким образом, первый по пути от Владимирского мостика к ферме, самый восточный залив Скитского пролива назывался заливом Кукинским, или Куко, и на вершине его, на берегу стоял дом. Этот рубленый двухэтажный дом сохранился и до настоящего времени под названием «Ивановского хутора». Только теперь он совсем обветшал и требует капитального ремонта. На старинной карте Валаама этот залив также носит название Куко.

         По-фински залив называется Кукколахти, или Куконлахти, что созвучно русскому названию, но в переводе означает Петушиный залив. Различие в смысловых значениях русского и финского названий залива, по сути дела, не мешает разысканию местности Куко (или Кукко).

         Внимательно рассматривая репродукцию картины «Местность Куко на Валааме» и сопоставляя расположение лодки с гребцом (в левой части картины) со светотенями ландшафта, можно было предположить, что Шишкин писал картину на низком северо-восточном берегу Кукинского залива. Итак, оставалось проверить в натуре эти соображения.

          Под вечер 7 августа 1983 года мы вместе с моим приятелем Женей Рюминым отправились на гребной лодке из Монастырской бухты на розыски местности Куко. Проехали под Владимирским мостиком, въехали в Кукинский залив и на входе в него миновали небольшой остров. Очень скоро, не доезжая до старого бревенчатого дома, упомянутого Немировичем-Данченко, мы обнаружили на противоположном северо-восточном берегу место, послужившее сюжетом для шишкинской картины «Местность Куко на Валааме». Сразу же бросились в глаза две характерные, расположенные одна за другой, скалы пирамидальной формы, очень точно, до малейших деталей, написанные Шишкиным. Правда, эти «пирамиды» теперь посильнее покрыты мхом, чем это было 124 года назад, да и растительность существенно изменилась. Но скалы... Скалы остались прежними!
         На дереве, стоящем сбоку от места, с которого Шишкин писал эту картину, я вскоре вместе с туристом Н. А. Костяшкиным прикрепил памятную доску.

         9 августа 1983 года мне пришлось, уже одному, ехать на лодке на розыски места, изображенного Шишкиным на картине «Скалы на острове Валааме. Куко». Его также удалось быстро обнаружить на том же берегу залива, менее чем в сотне метров от места писания первой картины. Скалы опять такие, как у Шишкина, и то же каменное лицо «языческого божества», что в правом верхнем углу картины. Даже сосны теперь те же, что изображены Шишкиным. Однако за 124 года они заметно выросли и стали прекрасными могучими деревьями.

         Когда сравниваешь обе картины Шишкина с местами, с которых они писались более века назад, душу охватывает чрезвычайное волнение и невольно преклоняешься перед талантом замечательного художника.

         Итак, некоторые итоги и выводы. Разгадана «Тайна Куко». Эта местность расположена вдоль, берега залива того же названия, неподалеку от геометрического центра острова.. К ней можно добраться и по воде и по суше. Установлены ландшафтные точки, с которых И. И. Шишкин писал две своих замечательных картины: «Местность Куко на Валааме» и «Скалы на острове Валааме. Куко». Валаамский музей-заповедник обогатился памятниками, связанными с творчеством выдающегося художника И. И. Шишкина, которые в дальнейшем станут интересными объектами показа туристам и экскурсантам. Открылась возможность непосредственно «войти» в творческую мастерскую замечательного русского художника и раскрыть особенности процесса его творчества. Удалось вплотную соприкоснуться с проблемой изменения ландшафта во времени, с его стабильными и изменяющимися характеристиками.

         А «куки», упомянутые в книге Немировича-Данченко, и сейчас живут в «своей» местности, и их потомки также прегорласто кукуют.

    Б.МАКАРОВ.
    о.Валаам—Москва.
    Газета «Красное знамя» 16 августа 1984 года

    ПРИМЕЧАНИЕ: Борис Владимирович Макаров(+) являлся одним из тех энтузиастов, которые были поглощены разгадыванием "тайн Валаама".Будучи внештатным сотрудником Валаамского музея , зимнее время он проводил в московских архивах и библиотеках с целью найти сведения, с помощью которых можно было бы точнее обосновать начало иноческой жизни на Валааме. Ему также хотелось найти на острове следы древности в виде осязаемых памятников, которые, как он был убежден, обязательно где-то находятся. Он также пытался найти излюбленные места пленера художников. Ему улыбнулась удача: удалось найти место, выбранное учеником Академии художеств, будущим великим мастером русского пейзажного искусства И.И. Шишкиным для работы над конкурсной картиной на большую золотую медаль. Признаться, трудно было на слово поверить Макарову, когда он сообщил о своей находке: мало ли на острове похожих ландшафтов? Однако, когда Все мы , сравнивая репродукцию произведения с натурой,признавали его правоту , мы ликовали и ликование это было безграничным: те же два камня, та же береза, только в два раза толще ( больше века прошло!), зарослии стали немного гуще на втором плане, те же скалы!!! Шишкин был достоверен в этой ранней совей работе. Не менее достоверно от передал каменистый ландшафт, открывшийся буквально в десяти метрах, если обогнуть скалу на втором плане. Это было вторым открытием Макарова. Рисунок отвесной, слегка наклонившейся скалы с острым выступом, на верхушке ее - кривая сосна. Рисунок в точности повторяет натуру, идеально сохранившуюся с тех времен.

         Было бы целесообразно этот небольшой участок законсервировать с целью его сохранения, сделать заповедным уголком на острове, потому что не так уж много можно найти примеров в искусстве, когда дикий ландшафт, переданный с такой достоверностью и любовью корифеем отечественной живописи, столь прекрасно сохранился. Он может быть во многих аспектах полезен для изучения творчества автора , а также изучения темы "Валаам и художники".

         (Статья Б.В. Макарова была проиллюстрирована современным видом ландшафта местности Кукко. Здесь приведен этот снимок из газеты).
                        Л.Н.Печёрина.