Валаам. Музей. Художники
Сайт Ларисы Печёриной Иван Григорьевич Давыдов (1826–1856)
Среди мастеров, оставивших яркий след в истории художественной
летописи Валаама, особо выделяется имя художника Ивана Григорьевича
Давыдова. Его творческое наследие невелико, так как он рано ушел из
жизни. Но он принадлежал к наиболее одаренным и многообещающим авторам.
О детских и отроческих годах И. Г. Давыдова известно очень
мало. Сын московского купца, родился в 1826 г., в 1843–1848 гг. учился у
К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (иначе –
МУЖВЗ) Московского художественного общества.
Прекрасный рисовальщик и живописец Карл Иванович Рабус
(1800–1857) проявил себя и замечательным педагогом. В училище, где он
вел класс перспективной и пейзажной живописи, у него начинали молодые И.
Шишкин и Л. Каменев, которые позднее, как и сам Давыдов, весьма успешно
потрудились на Валааме. Нельзя переоценить и огромное значение самого
училища, одного из лучших на то время художественного учебного заведения
в России, в развитии лучших традиций русского реалистического пейзажа.
Находясь столько лет в творческой атмосфере, царившей в стенах
училища, получив многие необходимые профессиональные навыки, Давыдов,
обладая выдающимся талантом, не мог не проникнуться жаждой дальнейшего
обучения в стенах Санкт-Петербургской Академии художеств. Он начал в
1850 г. обучение на правах вольноприходящего ученика в класс известного
воспитателя целой плеяды пейзажистов (и не только пейзажистов) М. Н.
Воробьева (1787–1855). Среди них есть имена, которые неразрывно связаны с
Валаамом – это снова Шишкин И. И. и его друзья: Гине А. В., Джогин П.
П., М. К. Клодт и другие.
Этапы обучения и художественные успехи И. Давыдова протокольно и
документально отражены в различных справочниках, в журналах Совета
Академии, каталогах ежегодных академических выставок. Первую свою
медаль, малую серебряную, Иван Давыдов получил еще в 1847 г., находясь в
стенах московского училища. Остальные награды ему были присуждены в
период его обучения в Академии художеств: в 1851 г. – большую
серебряную, в 1852 – малую золотую за «Вид из окрестностей Нарвы» и в
1853 – большую золотую и звание «классного художника первой степени» за
картину «Вид на острове Валааме». Это звание давало ему право на
зарубежную пенсионерскую (с пансионным обеспечением за казенный счет)
поездку, чем он в 1854 г. и воспользовался. Иван Григорьевич направился
сначала в Женеву (Швейцария), а потом в Италию и Рим.
О неординарной личности художника-романтика и его таланте
сегодня можно судить лишь на основании его наследия, которое, к
величайшему сожалению, немногочисленно и к тому же рассеяно по различным
собраниям нашей страны и за рубежом (Финляндия).
Некоторые высказывания, мнения о нем все же сохранились в
эпистолярном наследии других авторов. В частности, известно, что великий
русский художник Александр Андреевич Иванов, популярный в России, как
автор беспримерного по замыслу и исполнению полотна «Явление Христа
народу», все еще находясь в Риме к моменту приезда туда Ивана Давыдова,
заметил молодого пейзажиста. Он рекомендовал его картины Козьме
Терентьевичу Солдатёнкову, начинавшему в начале 1850-х гг.
комплектование своей галереи русского искусства, предшественницы
знаменитой галереи братьев Третьяковых. Без сомнения, эта рекомендация
мастера как нельзя более весомо характеризует уровень дарования Ивана
Давыдова.
В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет
Давыдова, написанный его другом И. А. Кабановым (1823–1869). На обороте
холста – надпись: «Портрет Ив. Григ. Давыдова умершаго в Риме 6 дек.
1856 г. на 31 году от чахотки, писанный художником Кабановым». Иван
Андреевич не только написал предсмертный портрет Давыдова, но и уведомил
его отца письмом. Это письмо опубликовано в книге «Материалы для
истории художеств в России. Книга первая Николая Рамазанова» (СМ. 1863.
Том 1, стр. 267-268).
«Вы лишились, — пишет он, — своего любезного сына, а мы милого
товарища. В прошлое лето Иван Григорьевич поехал в окрестности Рима и
схватил лихорадку (она здесь свирепствует), потом у него развилась
чахотка. Он постоянно был уверен в хорошем исходе своей болезни, но
вместо этого отправился на Monte Tectarrio, где нашу братию зарывают. Я с
ним провел большую часть времени, работал два лета в окрестностях Рима.
После смерти художника остался портфель со ста семнадцатью его
этюдами, три масляные картины Швейцарских видов, масляный же вид Аричио и
большой альбом с девятью маленькими (вечными спутниками видописцев).
Умирая, он просил вырезать сердце свое и послать вам, но судите, как это
сделать!
Иван Григорьвич исповедался и приобщился Св. Тайн. Похоронили
его приличным образом; на погребении были все художники, даже не
русские, которые знали его и полюбили: все ему отдали должную честь.
Вы хотели знать о последних минутах вашего сына: за два дня до
кончины он уже не мог видеть товарищей; в последние минуты жизни,
поддерживаемый своей доброй хозяйкой, которая ухаживала за ним как
родная мать, он был на ногах и вдруг после долгого молчания заговорил:
что я вижу? Что за лица, что за люди? Вот мой отец! – после этих слов
Ив. Григ. склонил голову на грудь хозяйки и скончался. С покойника сняли
маску. Жаль, жаль, что он выехал за границу; выехал право только для
того, чтобы умереть в Риме; да и многим здесь голубое-то небо не совсем
здорово» (текст приведен с незначительными орфографическими поправками –
Л. П.).
Нам сегодня остается лишь предполагать, каких высот достигло бы
творчество Ивана Давыдова, проживи он дольше… Его произведения
находятся в крупнейших музеях страны: в Государственной Третьяковской
галерее, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств
(СПБ), в Государственном Русском музее и в других, а также в Финляндии.
Нас же, конечно, интересуют, прежде всего, произведения,
выполненные им на Валааме. Так получилось, что Валаам остался одним из
самых ярких впечатлений художника. Репродукция одной из его картин 1853
года опубликована в финском альбоме, посвященном Старому Валааму (Valamo
ja sen sanoma. Helsinki, 1982, стр. 34). Экземпляр этого издания,
подаренный в 1983 г. заместителем министра культуры КАССР Т. С. Хайми
(+1984), находится в фондах Валаамского музея. Другая картина, того же
года, за которую автор получил главную ученическую награду Академии
художеств, хранится в Государственном Русском музее и, однажды (в 2005
г.) экспонировалась на одной из валаамских выставок («Остров монашеского
подвига» в музее «Мир воды Санкт-Петербурга») в разделе русского
искусства.
При сравнении этих двух картин видно, насколько они разные. В
первом пейзаже, представляющем Монастырскую бухту, Давыдов убедительно
продемонстрировал свой опыт видописца, мастера академической школы,
умелое владение перспективным рисунком. Тщательно проработанный первый
план, использование стаффажа* не мешают зрителю любоваться главным:
архитектурным ансамблем монастыря на дальнем плане. Мастерски передана
атмосфера летнего солнечного дня.
И все же Давыдов удостоен был награды не за этот перспективный
ландшафт, а за пейзаж, уводящий зрителя в глушь валаамского леса.
Главное в этой картине – дикая природа Валаама, которая является столь
же неотъемлемой и притягательной частью древнего острова, как и природа,
окультуренная деятельностью древней обители. Два путника отдыхают на
камнях, о чем-то оживленно беседуя. Но это – стаффаж. Эти люди так малы
рядом с накренившимися соснами-великанами, рядом с могучими замшелыми
скалами. А небо над головой такое огромное…! Все это Валаам! Валаам, воспетый, опоэтизированный одним из
даровитейших художников середины XIX века Иваном Григорьевичем
Давыдовым.
*Стаффаж – фигуры, группы людей и животных, изображаемые в
произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие, как
правило, второстепенное значение.
___________________________________________Л.Печёрина , искусствовед, гл. хранитель Валаамского музея.
Газета "Свет Валаама", № 1-2(25-26) 2009 г.,с. 4.
|