Валаам. Музей. Художники
Сайт Ларисы Печёриной Обретение иконы
Любой музей, даже обладающий прекрасными фондами, в конце
концов, обречен на рутину, если он, удовлетворившись каким-то этапом
комплектования, скажет себе: «Достаточно! Все, что надо, собрано...».
Самоуспокоение в собирательской работе ведет, в конечном счете, к упадку
всего, чем должен и может жить музейный коллектив. Один и тот же
надоевший предметный ряд в экспозициях снижает энтузиазм
сотрудников, и, как следствие, ослабевает научно-исследовательская,
экспозиционная и экскурсионная работа. Поэтому все музеи, даже
такого высочайшего ранга, как Лувр или Государственный Эрмитаж,
постоянно пополняют свои фонды новыми поступлениями.
Валаамский музей также постоянно заботится о накоплении своих
фондов. Наши вышестоящие инстанции обязательно требуют в ежегодных
отчетах давать точную сводку, сколько и чего собрано за истекший период,
какие новые предметы поступили в фонды музея. Наряду с предметами,
которые поступают к нам непрерывно, а именно,: открытки, книги,
сувениры, фотографии, документы, рукописи и т. п., памятным и
впечатляющим событием всегда является добыча какого-либо исторического
или художественного раритета. И как раз таким, незабываемым в истории
Валаамского музея событием было приобретение в 1985 году иконы
Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Тогда сотрудники Валаамского музея еще сохраняли тесную связь с
Карельским Государственным краеведческим музеем, из стен которого они
вышли. От краеведов и была получена информация, о том, что в небольшом
карельском городке Олонец, в каком-то сарае находится хорошо
сохранившаяся валаамская икона. Сказали нам они и точный адрес хозяев.
Стоял морозный февраль. В те годы сотрудники Валаамского музея
зимой работали в Петрозаводске,и я на рейсовом автобусе «Петрозаводск -
Олонец» сразу поехала по указанному адресу. Но там никого не оказалось. К
моим усилиям присоединилась встретившаяся наша сотрудница М.М.Вол.
Владельцы иконы, узнав, что кто-то приехал ее смотреть, постарались
не показываться нам на глаза. Было очень холодно, ноги замерзали.
Искать владельцев по другим адресам в незнакомом городе, уже не было ни
сил, ни времени, ни денег. Пришлось вернуться в Петрозаводск ни с чем.
Потом была еще одна попытка встретиться с хозяевами иконы, и
также безуспешная. И только летом, когда музеем была организована
экспедиция в Олонецкий район, мы, конечно, еще раз сделали попытку
связаться с владельцами иконы.
Вместе с Надеждой Рыбиной, еще одной сотрудницей музея, мы
пришли по тому же адресу. На этот раз, наконец-то, наша встреча
состоялась, и увенчалось успехом. Хозяева были с нами довольно любезны.
Единственным их условием выдачи столь бесценной для нас иконы было нигде
не указывать их имен и адреса.
Бережно несла Надежда тяжелую икону, боясь поверить в
благополучный исход столь затянувшегося дела. В ту поездку мы привезли
много предметов старины, подаренных музею жителями Олонца и его
окрестностей, а эта икона особенно достойно увенчивала результаты работы
экспедиции.
Икона «Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы»
для нашего музея, тогда еще только начинавшего комплектовать
свои фонды, действительно была бесценной. Таковой она остается и
сейчас. Она очень хорошо сохранилась, и ее художественный уровень
весьма точно характеризует технику и манеру валаамского
иконного письма середины XIX века. Икона датирована. Надпись в
нижнем поле иконы гласит: «Возобновленъ Сей Св. образъ Въ
Валамском Монастыре по благословению настоятеля Сей обители
отца игумена Дамаскина в 1856 году».
Не менее любопытна каллиграфически вырезанная надпись на
тыльной стороне иконы. Там стоит уже дата кириллицей -1866 год. Она
свидетельствует о том, что иконы валаамского письма в качестве даров,
приношений поступали во многие церкви и часовни Приладожья. Видимо,
при интенсивных экспедиционных выездах некоторые из них могли бы стать
достоянием Валаамского музея.
Эта икона в нынешнем году экспонировалась на выставке «Свет
Валаама», проходившей в Петрозаводске, напоминая об основателях
обители, ее первых иноках. От образа святых старцев мысль переходит к
деяниям игумена Назария, чей лик с большим тщанием и любовью передан в
иконописном образе. Потом посетитель всматривается в линии портрета
игумена Дамаскина, виртуозно выполненного знаменитым гравером Ф. И.
Иорданом. От истории мост повествования перекидывается к современности,
насыщенной столь же яркими свершениями в пользу возобновления древней
обители, восстановления ее былой славы. Первоклассные фотопортреты Его
Святейшества Патриарха Московского и вся Руси Алексия П, игумена
Спасо-Преображенского монастыря епископа Троицкого Панкратия,
возглавляющих обитель на пути её возобновления. Остается только
пожелать, чтобы не только стены поднялись из руин, не только сады и
леса вечно зеленели и плодоносили на Валааме, но чтобы на остров
возвратились утраченные святыни и реликвии, чтобы искусство старых
мастеров-иконописцев сохранилось в подлинниках. Ни одна страница
истории не должна быть пропущена, чтобы нить времен не
прерывалась. И наш музей, непрестанно собирающий и пополняющий свои
коллекции, всеми своими силами старается выполнять эту присущую ему
миссию.
____________________________________________________Л. Н.
Печёрина, гл. хранитель музея.
Газета «Свет Валаама» № 9-10, октябрь, 2007, с. 3.
|