Пятница, 19.04.2024, 08:16

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Валаам. Музей. Художники

     Сайт Ларисы Печёриной



    Валаамский музей.
    Новый этап. Часть 3




    В этом году завершился двухлетний процесс формирования постоянной экспозиции на Свято-Владимирском скиту «История Валаамского монастыря», посвященной Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Без сомнения, можно сказать, что момент завершения работы над экспозицией является не последним этапом труда ее создателей. Впереди еще много задач: донести экспозицию в различных видах рекламно-издательской продукции, разнообразить ее современными мультимедийными средствами, что-то дополнить, что-то усовершенствовать. А это значит- предстоит сделать еще немало кропотливых усилий, чтобы получить истинное удовлетворение, приближаясь к законченному результату.

         Команда экспозиционеров работающих над оформлением экспозиции держалась в постоянном составе: специалисты из Санкт-Петербурга — Наталья Харламова, Лариса Жукова и научные сотрудники Валаамского музея — Лариса Печёрина и Надежда Рыбина. Успех проделанной работы также складывался и благодаря участию опытных мастеров своего дела — Валерия Наливайко и Татьяны Цамутали и других сотрудников. Приезжали из северной столицы в связи с необходимостью срочной подготовки экспонатов такие мастера реставрации иконописи, как Андрей Богомолов и Елена Смоленчук из Санкт-Петербурга и реставратор по металлу Дмитрий Башмаков из Петрозаводска.

         Конечно, содержание и вид экспозиции, по сравнению с предыдущим этапом, работ существенно изменились. Первый зал остался почти в неприкосновенности, зато остальные три зала изменились кардинально. Сначала были завезены сделанные по специальному заказу витрины,которые были выполнены в едином стиле по проекту художника-дизайнера Ларисы Аркадьевны Жуковой. В самом большом, центральном зале представлена история Валаамской обители в лице игуменов Назария, Иннокентия, Дамаскина, и недавно почившего священноигумена Валаамского монастыря Патриарха Алексия II. Их портреты выполнены художником. А.Н. Аземшой. В третьем зале-галерее также выставлено немало бесценных раритетов по истории Валаама с конца ХIХ в.- вплоть до сегодняшнего дня. Искусство и культура, представленные в художественных образах в четвертом зале, дают в живописи, графике и литературе концептуальные нюансы эстетического облика Валаама.

          Древнейшую историю Валаамского монастыря, его духовную компоненту, весьма трудно показать в памятниках материальной культуры. И мы постарались заглянуть в еще более древние времена, к первым векам христианства. Как говорят предания, святой апостол Андрей Первозванный посетил в период своего миссионерского путешествия по славянской Руси берега Ладоги и острова Валаамского архипелага. На островах он увидел будущее этой земли и благословил эту землю - место будущей монашеской обители. Поэтому икона «Свв. апп. Андрея Первозванного и Иакова Алфеева» открывает экспозицию первого зала.

           Иконописный образ основателей монастыря прпп. Сергия и Германа продолжает линию развития экспозиции в историческом аспекте. Эта икона была написана в середине ХIХ в., но, очень возможно,явилась повторением более древних иконографических изводов преподобных. О том, как попала эта икона в музей, было рассказано на страницах газеты «Свет Валаама» (см. №№ 9-10, 2007, с. 3). Представлены и копии старинных
    гравюр русских монархов, оказавших благодеяние в пользу Валаамского монастыря. Здесь и царь Иоанн Грозный, и Петр I, и Анна Иоанновна, и Елизавета Петровна. Замечательными памятниками, несмотря на их фрагментарность и непрезентабельный вид, являются археологические находки из керамики и металла. Их самая ранняя датировка - XIV век. Они найдены при раскопках на берегу Кукинского залива, на Святом острове, а также на территории возле Спасо-Преображенского собора. В представленных копиях старинных гравюр можно увидеть первые изображения Валаамского монастыря.

         И все же, история Валаамского монастыря, его миссионерская слава как нельзя лучше отражена в житиях его подвижников, святых иноков. Невозможно средствами экспозиции показать весь сонм Валаамских святых поименно. Однако, некоторые валаамские иноки, прославленные Русской Православной церковью, представлены в памятниках иконописи: прп. Корнилий Палеостровский (из фондов КМИИ), прп. Александр Свирский, прп, Афанасий Сяндемский, прп. Савватий Соловецкий. О просветительской деятельности свт. Геннадия Новгородского (Гонзова), постриженика Валаамского монастыря, напоминает экспозиция «Валаамский скрипторий». Именно благодаря поддержке этого святителя, в конце ХV- начала ХVI вв. Валаамский монастырь стал одним из центров искусства рукописания и художественного оформления книг. В попытке воссоздания атмосферы, в которой работали монастырские книгописцы, использованы мебель, собранная в фондах Валаамского музея в разное время (столик, складной табурет), дополненная новоделами, мелкие предметы и атрибуты рукописной мастерской: подсвечники, чернильница, муляжи древних рукописных книг и миниатюр. Наглядно прослеживается по карте миссионерская деятельность Валаамских иноков, на которой указаны монастыри и пустыни, основанные ими в разное время.

          На «Объединенной Карте Шведского королевства», скопированной с древней карты ХVII века, интересно увидеть остров Валаам в изображении шведским картографом Фредериком де Витом, в связи, с чем затронута в экспозиции тема: «Валаам в период шведских походов на Русь». На выставке иллюстрируется одна из наиболее драматичных и ярких историй взаимоотношений со шведами. Известная легенда о шведском короле Магнусе отражена фрагментом его надгробной плиты и копиями миниатюр «Рукописание Магнуша» из Остермановского первого тома Лицевого летописного свода, повествующими о короткой иноческой жизни короля и кончине его на Валааме.


           Самый большой зал можно признать парадным, поскольку здесь представлены материалы, раскрывающие периоды возрождения и периоды расцвета обители, связанные с управлением ее наиболее значительными личностями в истории Валаама.

        
    На подиумах и стендах дана попытка монографического освещения пребывания в стенах Валаамской обители игумена Назария, управлявшего монастырем на рубеже XVIII-XIХ вв. и являющегося зачинателем каменного строительства на острове, преуспевшего в формировании сегодняшнего архитектурного облика Валаама, и формировании его духовных традиций. При отце Назарии была отправлена в Америку с православной миссией группа Валаамских монахов, один из которых, позднее стал известен,как прп. Герман Аляскинский. Его светлый образ занял достойное место в соборе Валаамских святых.
         
           После того, как игумен Назарий ушел на покой, его сменил в руководстве монастырем игумен Иннокентий (Моруев). Управление игуменом Иннокентием обителью оставило заметный след в истории Валаама. Он продолжил в строительстве многие начинания о.Назария и явился инициатором новых идей в дальнейшем формировании монастырского комплекса. Не случайно, на подиуме, имитирующем аналой, под портретом о. Иннокентия помещена икона преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Именно при нем, по повелению императора Александра I, Валаамские чудотворцы были введены во все печатные месяцесловы, и тем самым, приобрели общероссийское почитание. В те же годы на Валааме была сооружена серебряная рака преподобным, ныне хранящаяся в Музее Русской Православной Церкви в г. Куопио (Финляндия). Тогда же, в 1821 г., Валаамский монастырь был возведен в статус первого класса, с правом управляться игуменом вместо архимандрита. Неоценима была роль игумена Иннокентия в возобновлении древних, пришедших в запустение обителей Карелии Сяндемской и Ондрусовой, которыми он занимался после того, как снял с себя игуменство на Валааме.

           Начало возрождения и грядущего укрепления Валаамской обители после многолетнего запустения в годы советской власти пришлось на время священно-игуменства Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его живописный портрет, его фотографии, его личные вещи - очки, ручка, блокнот, часы и облачения составили внушительный экспозиционный комплекс большого зала. Как известно, первые посещения им Валаама произошли в 1938-39 гг., когда он приезжал с родителями на священный остров. После этой поездки он долгое время переписывался с Валаамским монахом о. Иувианом. Жизнь будущего патриарха неуклонно складывалась по линии служения Русской Православной церкви. Уже, будучи назначенным митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986г.), он занялся вплотную Валаамом, что привело к тому, что в декабре 1989 г. первые шесть иноков обосновались на острове, чтобы положить начало возрождению монашества на Валааме. Неотъемлемое значение в успехе восстановительной политики патриарха Алексия II на Валааме имела всесторонняя поддержка Владимира Путина. Его подарки Валаамскому монастырю органично вошли в комплекс витрины патриарха, главные моменты жизни которого, в том числе и встречи с президентом, отражены в фотографиях на стене и в витринах. Велика роль почившего Патриарха в жизни Валаама последнего двадцатилетия. Именно поэтому новую экспозицию, названную с его благословения «Древлехранилищем», решено посвятить его имени, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

             Нынешний Предстоятель Русской Православной церкви посетил новый музей в
    июле месяце 2009 года, в дни официального визита на Валаам. В дар «Древлехранилищу» им были переданы несколько антикварных изданий о Валааме.

           Галерея – это тоже достаточно большой зал, через который лежит дальнейший путь для ознакомления с экспозицией. Экспонатов здесь обилие, расположившихся в горизонтальных, вертикальных витринах, а также на подиумах. Фотографические портреты вдоль стен наиболее знаменитых личностей из числа братии конца ХIХ - первой трети ХХ вв, наиболее примечательные издания, рукописи, священные литургические сосуды, живописные иконы, финифть и медно-литые образки, составляют видеоряд галереи. Часть этих предметов найдена сотрудниками музея на Валааме, некоторые экспонаты приобретены у антикваров Москвы и северной столицы (тогда еще Ленинграда), что-то было привезено из Петрозаводска. Например, нательный крест с фотографической вставкой был выкуплен за приличные деньги по тем советским временам, за 25 рублей. В линзу, на просвет, можно увидеть Монастырскую бухту с комплексом Валаамского монастыря.

         Довольно кратко обозначены события Финской и Великой Отечественной войны и 1970-80 годов, так как мало в фондах музея экспонатов по этим временным отрезкам. Разделы: «Школа Юнг», «Дом-интернат», «Турбаза», а также «Музей» представлены одним - двумя предметами, что тоже, увы, недостаточно для полноценного освещения содержания перечисленных тем. Cледует, тем не менее признать, что все разделы экспозиции включают солидную долю музейных фондов, собранных в советское время, а значит, музей 80-х уже этим фактом хорошо представлен, обозначен.

         Для освещения сегодняшних достижений Валаамского монастыря отведено совсем немного места, тогда как именно этот раздел мог бы быть обширно и ярко представлен и раскрыт. И заняться этой работой, нам бы очень хотелось…! И, тем не менее, большая фотография братии монастыря на фоне собора, ответственные моменты, связанные с пребыванием на Валааме Патриарха Алексия II запечатленные фотографами, символический ключ от нового Свято-Владимирского скита помогают почувствовать посетителю некоторые нюансы созидательной деятельности современного монастыря, для истинного понимания которой необходимо обратиться к ознакомлению с трудовыми традициями, основанными на обетах нестяжания и послушания.

         Раздел «Монастырские
    послушания», выделен в полукружии апсиды центрального зала. Здесь множество фотографий и подлинных монастырских изделий из дерева, камня и металла, орудий земледелия, рыболовства, каменотёсного дела дают убедительную, полную картину преуспевания Валаамской обители ХIХ-I трети. ХХ вв. на ниве хозяйственно-экономической деятельности. Эти традиции в новых экономических условиях продолжаются и сейчас.

    Главный хранитель фондов Валаамского музея Лариса Печёрина
    Газета "Свет Валаама", 2009, декабрь (спецвыпуск № 12 )
    ( на сайте, статья слегка отредактирована автором).