Календарь | « Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Валаам. Музей. Художники
Сайт Ларисы Печёриной Валаамский музей. Новый этап. Часть 3
В этом году завершился двухлетний процесс формирования постоянной
экспозиции на Свято-Владимирском скиту «История Валаамского
монастыря», посвященной Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию II. Без сомнения, можно сказать, что момент завершения работы
над экспозицией является не последним этапом труда ее создателей.
Впереди еще много задач: донести экспозицию в различных видах
рекламно-издательской продукции, разнообразить ее современными
мультимедийными средствами, что-то дополнить, что-то усовершенствовать. А
это значит- предстоит сделать еще немало кропотливых усилий, чтобы
получить истинное удовлетворение, приближаясь к законченному результату.
Команда экспозиционеров работающих над оформлением экспозиции держалась в
постоянном составе: специалисты из Санкт-Петербурга — Наталья
Харламова, Лариса Жукова и научные сотрудники Валаамского музея — Лариса
Печёрина и Надежда Рыбина. Успех проделанной работы также складывался и
благодаря участию опытных мастеров своего дела — Валерия Наливайко и
Татьяны Цамутали и других сотрудников. Приезжали из северной столицы в
связи с необходимостью срочной подготовки экспонатов такие мастера
реставрации иконописи, как Андрей Богомолов и Елена Смоленчук из
Санкт-Петербурга и реставратор по металлу Дмитрий Башмаков из
Петрозаводска.
Конечно, содержание и вид экспозиции, по сравнению с предыдущим
этапом, работ существенно изменились. Первый зал остался почти в
неприкосновенности, зато остальные три зала изменились кардинально.
Сначала были завезены сделанные по специальному заказу витрины,которые
были выполнены в едином стиле по проекту художника-дизайнера Ларисы
Аркадьевны Жуковой. В самом большом, центральном зале представлена
история Валаамской обители в лице игуменов Назария, Иннокентия,
Дамаскина, и недавно почившего священноигумена Валаамского монастыря
Патриарха Алексия II. Их портреты выполнены художником. А.Н. Аземшой. В
третьем зале-галерее также выставлено немало бесценных раритетов по
истории Валаама с конца ХIХ в.- вплоть до сегодняшнего дня. Искусство и
культура, представленные в художественных образах в четвертом зале, дают
в живописи, графике и литературе концептуальные нюансы эстетического
облика Валаама.
Древнейшую историю Валаамского монастыря, его духовную компоненту,
весьма трудно показать в памятниках материальной культуры. И мы
постарались заглянуть в еще более древние времена, к первым векам
христианства. Как говорят предания, святой апостол Андрей Первозванный
посетил в период своего миссионерского путешествия по славянской Руси
берега Ладоги и острова Валаамского архипелага. На островах он увидел
будущее этой земли и благословил эту землю - место будущей монашеской
обители. Поэтому икона «Свв. апп. Андрея Первозванного и Иакова Алфеева»
открывает экспозицию первого зала.
Иконописный образ основателей
монастыря прпп. Сергия и Германа продолжает линию развития экспозиции в
историческом аспекте. Эта икона была написана в середине ХIХ в., но,
очень возможно,явилась повторением более древних иконографических
изводов преподобных. О том, как попала эта икона в музей, было
рассказано на страницах газеты «Свет Валаама» (см. №№ 9-10, 2007, с. 3).
Представлены и копии старинных
гравюр русских монархов, оказавших благодеяние в пользу Валаамского
монастыря. Здесь и царь Иоанн Грозный, и Петр I, и Анна Иоанновна, и
Елизавета Петровна. Замечательными памятниками, несмотря на их
фрагментарность и непрезентабельный вид, являются археологические
находки из керамики и металла. Их самая ранняя датировка - XIV век. Они
найдены при раскопках на берегу Кукинского залива, на Святом острове, а
также на территории возле Спасо-Преображенского собора. В
представленных копиях старинных гравюр можно увидеть первые изображения
Валаамского монастыря.
И все же, история Валаамского монастыря, его миссионерская слава как
нельзя лучше отражена в житиях его подвижников, святых иноков.
Невозможно средствами экспозиции показать весь сонм Валаамских святых
поименно. Однако, некоторые валаамские иноки, прославленные Русской
Православной церковью, представлены в памятниках иконописи: прп.
Корнилий Палеостровский (из фондов КМИИ), прп. Александр Свирский, прп,
Афанасий Сяндемский, прп. Савватий Соловецкий. О просветительской
деятельности свт. Геннадия Новгородского (Гонзова), постриженика
Валаамского монастыря, напоминает экспозиция «Валаамский скрипторий».
Именно благодаря поддержке этого святителя, в конце ХV- начала ХVI вв.
Валаамский монастырь стал одним из центров искусства рукописания и
художественного оформления книг. В попытке воссоздания атмосферы, в
которой работали монастырские книгописцы, использованы мебель, собранная
в фондах Валаамского музея в разное время (столик, складной табурет),
дополненная новоделами, мелкие предметы и атрибуты рукописной
мастерской: подсвечники, чернильница, муляжи древних рукописных книг и
миниатюр. Наглядно прослеживается по карте миссионерская деятельность
Валаамских иноков, на которой указаны монастыри и пустыни, основанные
ими в разное время.
На «Объединенной Карте Шведского королевства»,
скопированной с древней карты ХVII века, интересно увидеть остров
Валаам в изображении шведским картографом Фредериком де Витом, в связи, с
чем затронута в экспозиции тема: «Валаам в период шведских походов на
Русь». На выставке иллюстрируется одна из наиболее драматичных и ярких
историй взаимоотношений со шведами. Известная легенда о шведском короле
Магнусе отражена фрагментом его надгробной плиты и копиями миниатюр
«Рукописание Магнуша» из Остермановского первого тома Лицевого
летописного свода, повествующими о короткой иноческой жизни короля и
кончине его на Валааме.
Самый большой зал можно признать парадным, поскольку здесь
представлены материалы, раскрывающие периоды возрождения и периоды
расцвета обители, связанные с управлением ее наиболее значительными
личностями в истории Валаама.
На подиумах и стендах дана попытка монографического освещения
пребывания в стенах Валаамской обители игумена Назария, управлявшего
монастырем на рубеже XVIII-XIХ вв. и являющегося зачинателем каменного
строительства на острове, преуспевшего в формировании сегодняшнего
архитектурного облика Валаама, и формировании его духовных традиций. При
отце Назарии была отправлена в Америку с православной миссией группа
Валаамских монахов, один из которых, позднее стал известен,как прп.
Герман Аляскинский. Его светлый образ занял достойное место в соборе
Валаамских святых. После того, как игумен Назарий ушел на покой, его
сменил в руководстве монастырем игумен Иннокентий (Моруев). Управление
игуменом Иннокентием обителью оставило заметный след в истории Валаама.
Он продолжил в строительстве многие начинания о.Назария и явился
инициатором новых идей в дальнейшем формировании монастырского
комплекса. Не случайно, на подиуме, имитирующем аналой, под портретом о.
Иннокентия помещена икона преподобных Сергия и Германа, Валаамских
чудотворцев. Именно при нем, по повелению императора Александра I,
Валаамские чудотворцы были введены во все печатные месяцесловы, и тем
самым, приобрели общероссийское почитание. В те же годы на Валааме была
сооружена серебряная рака преподобным, ныне хранящаяся в Музее Русской
Православной Церкви в г. Куопио (Финляндия). Тогда же, в 1821 г.,
Валаамский монастырь был возведен в статус первого класса, с правом
управляться игуменом вместо архимандрита. Неоценима была роль игумена
Иннокентия в возобновлении древних, пришедших в запустение обителей
Карелии Сяндемской и Ондрусовой, которыми он занимался после того, как
снял с себя игуменство на Валааме.
Начало возрождения и грядущего
укрепления Валаамской обители после многолетнего запустения в годы
советской власти пришлось на время священно-игуменства Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II. Его живописный портрет, его
фотографии, его личные вещи - очки, ручка, блокнот, часы и облачения
составили внушительный экспозиционный комплекс большого зала. Как
известно, первые посещения им Валаама произошли в 1938-39 гг., когда он
приезжал с родителями на священный остров. После этой поездки он долгое
время переписывался с Валаамским монахом о. Иувианом. Жизнь будущего
патриарха неуклонно складывалась по линии служения Русской Православной
церкви. Уже, будучи назначенным митрополитом Ленинградским и
Новгородским (1986г.), он занялся вплотную Валаамом, что привело к
тому, что в декабре 1989 г. первые шесть иноков обосновались на острове,
чтобы положить начало возрождению монашества на Валааме. Неотъемлемое
значение в успехе восстановительной политики патриарха Алексия II на
Валааме имела всесторонняя поддержка Владимира Путина. Его подарки
Валаамскому монастырю органично вошли в комплекс витрины патриарха,
главные моменты жизни которого, в том числе и встречи с президентом,
отражены в фотографиях на стене и в витринах. Велика роль почившего
Патриарха в жизни Валаама последнего двадцатилетия. Именно поэтому новую
экспозицию, названную с его благословения «Древлехранилищем», решено
посвятить его имени, по благословению Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Кирилла.
Нынешний Предстоятель Русской Православной церкви
посетил новый музей в
июле месяце 2009 года, в дни официального визита на Валаам. В дар
«Древлехранилищу» им были переданы несколько антикварных изданий о
Валааме.
Галерея – это тоже достаточно большой зал, через который лежит
дальнейший путь для ознакомления с экспозицией. Экспонатов здесь обилие,
расположившихся в горизонтальных, вертикальных витринах, а также на
подиумах. Фотографические портреты вдоль стен наиболее знаменитых
личностей из числа братии конца ХIХ - первой трети ХХ вв, наиболее
примечательные издания, рукописи, священные литургические сосуды,
живописные иконы, финифть и медно-литые образки, составляют видеоряд
галереи. Часть этих предметов найдена сотрудниками музея на Валааме,
некоторые экспонаты приобретены у антикваров Москвы и северной столицы
(тогда еще Ленинграда), что-то было привезено из Петрозаводска.
Например, нательный крест с фотографической вставкой был выкуплен за
приличные деньги по тем советским временам, за 25 рублей. В линзу, на
просвет, можно увидеть Монастырскую бухту с комплексом Валаамского
монастыря.
Довольно кратко обозначены события Финской и Великой Отечественной войны и
1970-80 годов, так как мало в фондах музея экспонатов по этим
временным отрезкам. Разделы: «Школа Юнг», «Дом-интернат», «Турбаза», а
также «Музей» представлены одним - двумя предметами, что тоже,
увы, недостаточно для полноценного освещения содержания перечисленных
тем. Cледует, тем не менее признать, что все разделы экспозиции
включают солидную долю музейных фондов, собранных в советское время, а
значит, музей 80-х уже этим фактом хорошо представлен, обозначен.
Для освещения сегодняшних достижений Валаамского монастыря отведено
совсем немного места, тогда как именно этот раздел мог бы быть обширно и
ярко представлен и раскрыт. И заняться этой работой, нам бы очень
хотелось…! И, тем не менее, большая фотография братии монастыря на фоне
собора, ответственные моменты, связанные с пребыванием на Валааме
Патриарха Алексия II запечатленные фотографами, символический ключ от
нового Свято-Владимирского скита помогают почувствовать посетителю некоторые
нюансы созидательной деятельности современного монастыря, для истинного
понимания которой необходимо обратиться к ознакомлению с трудовыми
традициями, основанными на обетах нестяжания и послушания.
Раздел
«Монастырские
послушания», выделен в полукружии апсиды центрального зала. Здесь
множество фотографий и подлинных монастырских изделий из дерева, камня и
металла, орудий земледелия, рыболовства, каменотёсного дела дают
убедительную, полную картину преуспевания Валаамской обители ХIХ-I
трети. ХХ вв. на ниве хозяйственно-экономической деятельности. Эти
традиции в новых экономических условиях продолжаются и сейчас.
Главный хранитель фондов Валаамского музея Лариса Печёрина
Газета "Свет Валаама", 2009, декабрь (спецвыпуск № 12 ) ( на сайте, статья слегка отредактирована автором).
|
|