Воскресенье, 20.05.2018, 14:43

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Валаам. Музей. Художники

     Сайт Ларисы Печёриной


    ПОДВИЖНИКИ ДРЕВНЕЙ ОБИТЕЛИ
     Преподобный Корнилий Палеостровский




           В 1994 году в надвратной церкви на Валааме,. экспонировалась икона «Преподобный Корнилий Палеостровский» (ХУШ в.), принадлежавшая фондам Карельского музея изобразительных искусств (г. Петрозаводск). Кандидат искусствоведения Платонов Владимир Георгиевич, в ведении которого находится и поныне иконописный фонд этого музея, любезно согласился предоставить икону для Валаамской выставки. По истечении срока договоренности, пришлось ее вернуть. в Петрозаводск. Экспозиция на острове продолжала работать, но уже без образа одного из прославленных святых, подвизавшихся в древности на Валааме.

         Сейчас музей снова работает над большой стационарной экспозицией, в которой должна в документах, подлинниках быть показана многовековая история Валаамского монастыря. Каждый отрезок времени из этой истории был освящен подвижничеством иноков древней обители. Поэтому посетитель экспозиции, как предполагается, сможет увидеть их светлые лики. Именно так можно показать живое общение прошлого и настоящего. Это общение должно быть эмоциональным, зримым, и найти отклик в душе каждого созерцателя. И на этот раз Владимир Георгиевич пошел навстречу экспозиционерам Валаама. Иконописный образ святого Корнилия, первого палеостровского настоятеля, получившего иноческий опыт на Валааме, одна из тех бесценных реликвий, которая, с помощью Господа, будет передана Валаамскому музею, и которая сможет стать одним из наиболее впечатляющих исторически и художественно значимых акцентов экспозиции.

         Немало вопросов возникает при ознакомлении с жизнеописанием преподобного Корнилия, игумена Палеостровского Рождественского монастыря. Во-первых, традиционно нет единодушия в решении вопроса о дате основания обители. Существуют различные мнения о том, какими годами, а лучше каким столетием обозначить время жизни святого инока. Некоторые историки склоняются к ХП веку ( Чистович), иные же убежденно ставят год преставления преподобного Корнилия Палеостровского 1 июня 1420 г., как, например, составители «Православного церковного календаря». Пока не появятся неоспоримые доказательства в ученом мире, не следует отрицать никакую из этих версий.

         Преподобный Корнилий Палеостровский, Олонецкий, - уроженец Пскова, ученик преподобного Варлаама Хутынского (6 ноября/ 19 ноября по н. ст.1192 г.), подвизался некоторое время в Валаамском монастыре. Затем, путешествуя через Финляндию, он с миссионерской целью просвещения язычников достиг Беломорья. Известно, что преподобный Корнилий много странствовал по разным монастырям и пустыням, черпая знания об иноческой жизни в других обителях. Наконец, он решил остановиться на пустынножительство на острове Палей (Онежское озеро) вблизи старинного села Толвуя . Окрестные жители не могли не заметить благочестивого островитянина. Они приходили к нему за советом и помощью. Некоторые обосновались здесь же на острове, построив жилье вблизи кельи Корнилия, желая учиться у него подвижнической смиреной жизни.

         Вскоре, при участии и под руководством преподобного Корнилия, была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давшей имя новой обители, возникшей посреди онежских вод на острове в Толвуйской губе. Привычный к путешествиям, преподобный Корнилий уже не покидал основанного им монастыря до смерти. Будучи в преклонном возрасте, он удалился в затвор в отшельничество в пещеру, поставив настоятелем своего любимого ученика Авраамия Палеостровского. При жизни святого в монастыре были построены еще две церкви — во имя свт. Николая и во имя пророка Ильи, колокольня, а также кельи для братии и ограда.

         Монастырь кормил себя, продуктами сельского хозяйства и животноводства, возделывая огороды и пашни, ухаживая за поголовьем скота, принимал паломников, приезжавшим издалека поклониться мощам святого преподобного, почивающим под спудом в соборном храме, и следовавших дальше, на богомолье к Белому морю, на Соловки.

         Палеостровский монастырь был одним из главных на русском Севере. Его не миновали последствия войн и смуты. Так, в 1612-1613 гг. разорили монастырь литовские отряды. Не раз он горел. Захваченный в январе 1687 г старообрядцами, он пострадал от пожара в результате акта самосожжения, спрятавшихся в церкви раскольников. Через два года старообрядцы, вторично обосновавшиеся в монастыре, спасаясь от властей, снова сожглись, из-за чего остров опустел и монастырь отстроился лишь к концу столетия.

         С установлением советской власти древнюю обитель постигла участь многих церковных организаций. Монастырь ликвидировали с конфискацией имущества. Строения пришли в запустение, стали разрушаться. Сейчас о старом монастыре лишь напоминают каменные руины, житийная литература и один из немногих сохранившихся образов – столь значимая для нас икона прп. Корнилия , игумена Палеостровского, Олонецкого. Дни памяти святого, установленные Русской Православной церковью, отмечаются 1 июня /19 мая по ст.ст.– (преставление) и 20 /7 августа – Собор Валаамских святых., 3 июня - Собор Карельских святых.

    Лариса Николаевна Печёрина
    гл.хранитель фондов Валаамского музея

                                         Газета «Свет Валаама», № 11(ноябрь), 2007, с.4