Воскресенье, 23.09.2018, 02:39

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Валаам. Музей. Художники


    Сайт Ларисы Печёриной


     ПРИЛАДОЖСКИЕ МОТИВЫ


    О персональной выставке К.А. Гоголева на Валааме в 1983 г.



         В Валаамском музее-заповеднике открылась персональная выставка заслуженного работника культуры РСФСР и КАССР Кронида Александровича Гоголева. Свыше 80 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву) с достаточной полнотой характеризуют творчество сортавальского художника.
    Имя К. А. Гоголева хорошо знакомо петрозаводчанам. Выставлялся он также и за пределами республики — в Москве, Ленинграде, в столице Финляндии — Хельсинки.

          К. А. Гоголев известен и как художник-педагог. По его инициативе в Сортавале в 1967 году открылась и работает по сей день детская художественная школа. Много интересных учеников вырастил Кронид Аксандрович за эти годы. Помогая ребятам познавать прекрасное, эстетически осмысливать действительность, Гоголев сам много работает как художник. На выставке представлены произведения разных лет, начиная со студенческой поры, поэтому развитие, формирование его творчества прослеживается четко.
     

            Первые по времени работы посвящены Сортавале. Художник с 1961 года живет здесь, открывая для себя и для других неповторимую красоту приладожских ландшафтов.
    Графика (акварель, карандаш)— вот что больше привлекает К. А. Гоголева. И в этой области изобразительного искусства он добился значительных результатов.

            Пейзажному рисунку художник отдает предпочтение. На выставке стали заметным явлением листы с изображением Валаама, Ладоги, Европейского Севера. Художник умело строит композицию, добиваясь определенности, законченности графического образа. Уверенными движениями карандаша он передает рельефность скалистых берегов Ладоги, стройные силуэты валаамской архитектуры, опоясанной лесами, скалами и водой. Листы с видами городов и деревень, созданные Гоголевым во время путешествий по Северу, также занимают значительное место на выставке. В них художник стремится достоверно передать характер местности, ландшафта, выразить ритмы трудовой жизни северных городов и сел. Внимание художника привлекают и силуэты старинных крестьянских изб, выстроившихся по берегам рек («Северная деревня. Архангельская обл.»,«Северная деревня. Великоустюжский район», «Гусиха (Сольвычегодская деревня)», и древние стены монастырей («Кириллов»), и характерные приметы современности: техника, жилые и промышленные здания, кипучее многолюдье на улицах («На реке Сухоне», «С о л ь в ы ч е г о д с к», «Северная Двина. Пермогорье»).

         Темы «Ладога», «Валаам» остаются ведущими в творчестве Гоголева. Так в 1980 году появилась серия акварелей «Ладога». В ряде работ художнику сопутствует вдохновение. И тогда краски оживают, завораживая зрителя. Те же острова, скалы видятся по-новому, а серый пасмурный день наполняется перламутровыми оттенками.

           В последние годы расширился творческий поиск художника. К. А. Гоголев обратился к одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства — художественной обработке дерева. Во всех работах, представленных на выставке, заметны стремление автора к неординарности, к овладению в совершенстве техникой резьбы по дереву. Получили свое дальнейшее развитие темы «Валаам» и «Сортавала». Художник вырезал серию хлебниц, сухарниц, украшенных рельефным и ажурным орнаментами. Пластическое начало усиливается в серии фигурных декоративных сосудов, ваз для цветов, серии солонок. В каждом отдельном случае автор стремится добиться единства, содержания и формы, т. е. декор, как правило, у него выступает логичным, необходимым элементом конструкции той или иной вещи.

           Рельефы К. А. Гоголева вряд ли имеют аналогии. Это декоративные панно с элементами перспективного видового пейзажа. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются путем наслаивания нескольких рядов древесных пластин, по которым прошел резец художника, а также за счет тонирования дерева морилкой, бейцем. Рельефы выполнены со вкусом и с той долей условности, которая вполне соотносима с законами декоративно-прикладного искусства. Особенно выделяются триптих «Сортавала», панно "Валаам». Преображенский собор», «Валаам. Предтеченский скит», «Валаам. Покровская часовня».

           В качестве материала для своих рельефов, резных кашпо, солонок автор предпочитает липу, податливую, легкую в обработке, а также использует ольху.

          Валаамский музей, одной из задач которого является комплектование фонда произведений современного изобразительного искусства, связанных с темой «Валаам», приобрел несколько работ сортавальского художника.


                                                                       Л. ПЕЧЕРИНА, старший научный сотрудник
    Валаамского нсторико-архитектурного
    и
    природного музея-заповедника

    «Ленинская правда» 21 сентября 1983 г.