Воскресенье, 20.05.2018, 14:47

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Валаам. Музей. Художники

     Сайт Ларисы Печёриной


    "...Картина эта прекрасна"






      Есть в истории отечественного искусства мастер, который, к сожалению, никогда не появлялся  со своим этюдником на скалах Валаама, но гений его творчества, что сейчас отрадно осознавать, все же коснулся формирования художественного пространства древнего острова. Это титан русского и, осмелимся утверждать, мирового искусства Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

         Его творческое «касание» Валаама- конечно, очень опосредованное. Речь идет об одной из его замечательных картин – «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине», написанной в 1835 г., копия  которой, стараниями скромных монастырских художников, выполнена в конце ХIХ в. в виде росписи  на северной стене алтарной части верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамской обители. Кто был автором именно этой части живописного ансамбля собора, пока  не установлено. Композиция на стене решена в виде тондо (круга), заключенного в пышный обрамляющий орнамент с цветочными композициями по углам. Праздничный, ликующий характер росписи правдиво, убедительно воплощает радостный и светлый смысл идеи Христова Воскресения. 

        Оригинал картины «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине», являющейся прототипом настенной композиции, хранится в настоящее время в Государственном Русском музее.Художник трудился над ее созданием один год, предвосхитив последующую двадцатилетнюю работу (1837 – 1857) над  главным своим творением – «Явление Мессии» («Явление Христа народу»), в котором Иванов видел «сущность всего Евангелия». В этом длительном процессе художник ставил и решал перед собой задачи, которые до него не ставились в мировом искусстве, благодаря чему, он опередил время, в котором жил, но остался непонятым и неоцененным по-настоящему современниками.    Это не помешало, однако, ему стать знаменитейшим автором, и все русские, кто приезжал для ознакомления с римскими достопримечательностями, во что бы то ни стало, стремились попасть к нему в мастерскую, чтобы посмотреть, как продвигается работа над грандиозным холстом. 

         Изначально Александру Андреевичу Иванову, сыну профессора Академии художеств А. И. Иванова было очень трудно утверждать себя на художественной стезе. Влияние отца не могло не сказаться на развитии его мастерства. Одиннадцатилетним он был принят в 1817 г. в Академию художеств, которую окончил в 1830 г. Завоевание им академических наград  затруднялось тем, что, по мнению академической профессуры, многие успехи начинающего мастера исторической живописи не имеют самостоятельного характера, и что во многом ему помогает отец.. Даже средства на трехгодичную пенсионерскую поездку за границу после выполнения необходимой программы Иванов получил не от Академии, а от Общества поощрения художников. 

       С 1831 г. и почти до конца своей жизни Иванов жил и работал в Италии. Жизнь и работа вдали от Отечества была подвигом, так как часто у него не хватало средств. Общество через три года пенсионерства Иванова потребовало от него творческого отчета. В качестве его он выслал картину, которую писал целый год – «Явление Спасителя Магдалине», и заранее предполагал, что она не понравится критикам. Вопреки его ожиданиям, картина имела большой успех, и художник был удостоен звания академика. Иванов не желал официальных чинов и в письмах отцу даже сокрушался о присвоении ему этого звания. 

       Картина «Явление Христа Марии Магдалине» выдержана в лучших традициях живописи классицизма. Это достаточно большой холст (242 х 321 см). Здесь все выдает гениальную кисть сложившегося мастера: безупречные пропорции фигуры Христа и Марии, струящиеся в музыкальном ритме разноцветные драпировки. Выразительные, идеально переданные лица отчетливо раскрывают смысл евангельского эпизода.

        Художник стремился добиться убедительности и жизненности в переживаниях Марии Магдалины. Приступая к работе, он досконально изучил тексты всех четырех Евангелий. Он выбрал момент, когда Христос останавливает порыв узнавшей его Марии Магдалины. Жестом протянутой руки он словно бы говорит ей: «Не прикасайся ко мне!». Один из тех посетителей, кто увидел картину еще в мастерской художника в Риме, писал: «Что в этой картине особенно хорошего, – положение Спасителя, – это – Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать,святость, могущество. Картина эта прекрасна!».

         Для достижения нужного выражения в лице Марии Магдалины Иванов заставлял натурщицу теребить в руках лук, а когда на ее глазах появлялись слезы, художник смешил ее. Таким образом, художник сознательно стремился к полноте психологического отражения образа. Она первая увидела Его после воскресения и сначала не узнала Его. Но она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни и годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом, слушала Его проповеди. «Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей». (Иоанн, 20) 

         Равноапостольная Мария Магдалина была родом из Магдала, небольшого городка на берегу Галилейского озера. С тех пор, как милосердный Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов (Лк. 8, 2), она всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение, служила Ему. В числе екоторых других женщин она последовала за Христом из Галилеи в Иерусалим. Мария Магдалина была при Нем и в те минуты, когда оставили Его даже ученики. В первый день недели, который с тех пор называется Воскресным, она, приготовив благовонное миро, чтобы помазать им тело Иисуса, пришла ко гробу, и Господь явился ей прежде всех и повелел возвестить ученикам Своим о Своем воскресении. 

         По преданию, вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо, Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых, и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным.Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, как символ возрождения к новой жизни,символ воскресения. Таким образом, обычай дарения крашеных яиц на Пасху ведет свое начало от апостольских времен. Скончалась святая Мария Магдалина в Ефесе. В V веке ее мощи были перенесены в Константинополь и положены в монастыре святого Лазаря. 

       Общество поощрения художников преподнесло картину Иванова императору, и она была помещена в Русскую галерею Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. 

       Композиция в храме в настоящий момент не каждому доступна для обозрения, так как находится за иконостасом, в алтарной части. Радостно осознавать, что она сохранилась. Когда в начале 1980-х гг ХХ в., на Валааме появился музей,состояние росписей в соборе было критическим. При порывах ветра из разбитых окон, от взмахов крыльев поселившихся в храме голубей, сидящих на иконостасе, как на насесте, золотыми искрами слетала и слетала вниз подкупольная живопись. Во время каждого дождя стены храма обильно орошались ручьями воды из-за протечек в кровле, отчего громадные куски штукатурки с фрагментами изумительной живописи отслаивались от кирпичной кладки и нависали, угрожая раздавить любого, оказавшегося в этот момент внизу.  Это было тягостное зрелище. С тех пор каждый раз ветер с ливнем на Валааме возрождают у автора этих строк тревожные воспоминания и впечатления тех лет. Тем не менее, живописный ансамбль собора сохранил свою целостность и оптимизм декора, сохранилась и роспись с копией замечательной картины Иванова А. А.  С возвращением на остров Спасо-Преображенского монастыря, благодаря его титаническим усилиям последних двух десятилетий по восстановительным и реставрационным работам, художественный облик собора возрожден практически из руин и вновь радует монашествующих и прихожан выразительными сценами евангельских эпизодов из земной жизни нашего Спасителя Господа Иисуса Христа.

    Печёрина Л. Н., искусствовед,

    гл. хранитель Валаамского музея.

    "Свет Валаама", 2009, № 5-6 (май-июнь) с. 6