НАШ САША ХАРИТОНОВ (продолжение)  

К началу статьи
Так получилось, что сотрудникам музея, в то числе и мне, пришлось в том, 1985 году много времени находиться в экспедициях, собирать предметы этнографии, старины в Олонецком районе. Келья моя не отличалась изысканностью условий, но все же была оборудована необходимым инвентарем и, конечно, посудой для чаепитий. Из окна был вид на церковь Петра и Павла, на кусты старой сирени. Весь двор и жизнь обитателей поселка из окна была видна, как на ладони. Именно поэтому, Саша на период музейной экспедиции охотно остался за сторожа моего убогого жилья. По возвращении из экспедиции, я смогла порадоваться , увидев его новые работы: «Солнечный день на Валааме», «Церковь Петра и Павла», «Успенская церковь», «Старый монастырский некрополь», «Валаамские сумерки», «Монастырское окно»… Все они вошли в экспозицию октябрьской выставки в Петрозаводске «Пленер-85». На той же выставке выступили и другие художники со своими свежими валаамскими работами. Было что показать и на 29 республиканской выставке. Акварели Саши и других авторов позднее были приобретены валаамским музеем.
Особенно плодотворным для Саши в разработке валаамской темы оказался 1986 год. Он снова встретился со своими друзьями, с тем же Сергеем Игнатьевым. Снова в его распоряжении было распахнутое окно в сторону двора и в сторону Петропавловской церкви. Саша часто ходил на этюды, но в дождливую погоду, когда работа с акварелью не дает желаемых результатов, он стоял с мольбертом у окна и под грамзаписи песен Б. Окуджавы в исполнении Ж. Бичевской, творил, подпевая. Он писал потом на Валаам: «Прошлый мой визит вспоминается под мелодию «Господа юнкера...!». Все акварели, созданные им в то лето, хотелось в музей приобрести, но положительное решение Фондово-закупочной комиссии было приостановлено администрацией музея по непонятным причинам. Его пейзажи, интерьерные композиции: «Ферма пасмурным днем.», «Зимняя гостиница», «Валаам. Небесный хоровод», «Вечер на Никольском». «Лето на Колгострове», почти год придерживались в музее на временном хранении в надежде сотрудников, что дирекция, сочтет, наконец, необходимым закупить их в фонды. Увы, акварели после основательной переписки с художником, пришлось ему вернуть. Было горестно: музей лишился возможности иметь произведения, которые могли бы служить украшением его коллекции, могли бы достойно представить Валаамскую серию Александра Харитонова. Сейчас об этом напоминают лишь документальные материалы и, так называемая, сопутствующая коллекция, которая комплектуется музеем параллельно с художественным фондом. Это - каталоги с автографами, письма, фотографии… Все эти материалы сопутствуют и Сашиной художественной коллекции и позволяют составить общую хронологическую канву его взаимоотношений с Валаамом, с музеем.
Вот фотография (автор Игорь Георгиевский): «Валаам.15 августа 1986 года». В кадре группа художников, почитателей прекрасного острова, среди них - Александр Харитонов и знаменитый сортавалец Кронид Гоголев. Художники, запечатленные на фото, в этот день были на подъеме: состоялось общее собрание с целью создания творческого объединения «Художники-друзья Валаама» при валаамском музее. Было все: и приказ директора музея о создании объединения, и жаркие выступления собравшихся, был принят Устав, было разработано Положение, утвержден список членов Правления, состав которого был выбран и Саша Харитонов. Все было серьезно. Предполагалось, что творческая база нового объединения расположится в постройках скита Всех Святых. Никто не знал тогда, что через три года на Валаам вернется Русская Православная церковь, начнется возобновление монастыря, а значит и постепенный возврат ему всех исторических зданий. И все же, деятельность созданного, правда, так и не узаконенного юридически, творческого объединения, дала некоторые плоды. Состоялись две большие выставки: одна - «Художники- друзья Валаама» -( 1987 г. , март-апрель) открылась в помещении нынешнего Художественного Салона, в Петрозаводске, другая - «Валаам, Приладожье в произведениях изобразительного искусства» развернулась в июле 1988 г в Выставочном зале СХ РСФСР, на Охте , в Ленинграде.
На выставке 1987 года экспонировались отвергнутые дирекцией акварели Саши: «Зимняя гостиница» и «Вечер на Никольском», а на Охте - работы 1985 года, уже принадлежавщие музею : «Валаамские сумерки», «Монастырское окно» и новый триптих, привезенный лично Сашей в дни монтажа, коллаж «Монастырская келья ( Медитация»), выполненный в 1986 г., после выставки тоже приобретенный музеем. Большинство авторов сами развешивали свои работы, и в этом была их огромная помощь музею, поэтому чрезвычайно приятно было увидеть Сашу, с большим свертком появившегося в дверном проёме выставочного зала. Окантованный в рамы коллаж, посвященный 100-летию принятия Христианства на Руси, произвел очень хорошее впечатление, был весьма кстати, поскольку, несколько работ Саши и других авторов, привезенных на выставку, но не окантованных, в экспозицию не попали. К тому же некоторые вещи пришлось снять из окантовки, чтобы оформить произведения взятых из фондов Государственного Русского музея классиков (В. Тимма, Ф. Васильева, и др.).
Авторов в той экспозиции было много, но Саша не потерялся среди них. В «Книге отзывов», пестревшей весьма благожелательными рецензиями, его имя не было обойдено одобрительными откликами зрителя. Следует подчеркнуть, что все работы Саши, экспонировавшиеся на Охте, были предварительно рекомендованы им самим. Не удалось только организовать получение из музея Кижи из-за бесчисленных хлопот по предложенному художником списку коллаж «Монастырские интерьеры».
Конечно, поездки Саши на Валаам составили лишь одну из многих линий его творческих интересов. На выставках 1980-х гг. появлялись листы из поездок в Дагестан, в Иркутск, Среднюю Азию… Он много работал над натюрмортами. В июле 1987 года он масштабно выступил на ретроспективной выставке в Карельском музее изобразительных искусств. Он писал в августе на Валаам: «В Петрозаводске открыта выставка - такая ретроспективная - НАТЮРМОРТ. - там у меня и у Юфы по целому залу». Без сомнения, произведения, выполненные Сашей в этом жанре и характеризующие нюансы развития его мастерства, заполнили бы не один зал.
Заметным событием в художественной жизни Петрозаводска и творческой биографии Александра Харитонова в сентябре 1988 года стала также групповая выставка «Три с половиной», или «3 1/2» Экспоненты, кроме него, Алла Власенко и Аркадий Морозов. Пресса подчеркивала авангардистский характер выставки. И снова на ней прозвучала тема Валаама и Сортавала.

Следующая страница (4)
______________________________
Предыдущая страница (2)
______________________________
Hosted by uCoz