НАШ САША ХАРИТОНОВ (продолжение)  

К началу статьи
Молодой, начинавший с нуля, музей на Валааме не мог представить свою будущую художественную коллекцию без работ А. Харитонова. Установлению связей с художниками, изучением темы, повторюсь, занималась изначально я.
Сначала (в апреле 1980 г.) А. Харитонову было отправлено письмо, которое он, как видно, или не получил, или не придал ему значения, то есть, он не откликнулся.
Знакомство с художником состоялось лишь спустя несколько месяцев, в сентябре, на юбилейном вечере одного из ветеранов карельского искусства С.И. Грязева в зале Союза художников КАССР, что сразу же дало свои плоды. Музеем были приобретены три его работы, пусть не валаамские мотивы, а листы из серии «Риеаккалансаари»: «Органы Риа-Калансаари». (1979), «Радуга над Риа-Калансаари» (1979) , «Сосны и скалы Риа-Калансаари» .(1979) . Музею тематика названных произведений тоже, как и тема «Валаам», импонировала, так как темы «Северное Приладожье», «Ладога» тоже входили в сферу его собирательских интересов. Конечно, если бы можно было тогда обладать возможностью более свободно распоряжаться выделенными на приобретения средствами, то многие произведения художников, в том числе и А. Харитонова, могли бы найти свою прописку в его фондах...
А. Харитонов-пейзажист сформировался в творческих поездках. Он почти ежегодно приезжал в Сортавала и находил здесь источник вдохновения, создавая большие циклы .( «Sortavala», «Риеаккалансаари»), все чаще навещал Валаам. Его пейзажи рождались также в поездках по Карелии, в частности, по Заонежью, по стране…и, наконец, много материала собирал в самом Петрозаводске. Отдельные из созданных им листов характеризуют стремление автора поднять традиционный пейзаж до уровня философско-символической наполненности образа. Поэтому он стал заметным участником выставки 1980 года «Пейзаж в изобразительном искусстве Карелии"(г.Петрозаводск).
Время шло. Творчество Александра Харитонова развивалось, появлялись все новые произведения, отражавшие поступательный характер становления его как мастера. Он создавал циклы произведений. Например, начатый в 1979 г., «Ладожский альбом. Риеаккалансаари», насчитывал уже к 1982 г. до 50 листов. Увлеченно работал над циклом листов по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Постепенно была подготовлена база для организации первой персональной выставки, открывшейся в декабре 1983 г. в Выставочном зале Союза художников КАССР. В маленьком зале более 150 работ художника экспонировались плотно, в три-четыре ряда, т.е. был применен, можно считать, принцип шпалерной развески. Другого выхода разместить все созданное художником не было. Широкий отклик в прессе ( статьи Г. Акбулатовой, Ю. Линника, , Л. Мальчукова, В. Судакова ,,,), встречи со зрителями, бурные дебаты… Прямо с персональной выставки некоторые работы А. Харитонова («Церковь скита Всех Святых», «Камни Риеаккалансаари») перекочевали на следующую, организованную там же двумя музеями: кижским и валаамским, открывшуюся в марте 1984 г. выставку «Памятники культуры Карелии в произведениях изобразительного искусства. Кижи. Валаам» Конечно, после завершения музейного экспонирования , названные работы были приобретены в фонды Валаама.
По-настоящему подружились валаамские музейщики с Александром Харитоновым в 1985 году, когда он на более длительный срок, чем обычно, приехал поработать на остров. В то лето на Валааме побывали многие карельские художники: А. Каштанов, В Добрынин, Ю. Высоковских, Г. Стронк, Д. Поленков… Все свободные бывшие монастырские кельи были постоянно заняты. Долго проживали художники из г. Армавира Альберт Четвериков с друзьями Николаем Бородавко и Геннадием Трибушным, Сергей Игнатьев из Петергофа. Практиковалась в свободное время на пленере также группа архитекторов–реставраторов во главе с Владимиром Погорелым. Среди экскурсоводов тоже были художники: Сергей Бусахин, Анатолий Куршин (+2010). Таким образом, постоянно царил дух творчества. Для всех Александр Харитонов был Сашей. Чаще всего Саша проводил время в общении с Сергеем Игнатьевым, студентом архитектурного факультета Института им. Репина. Сергей был очень коммуникабельным молодым человеком. Хорошо играл на гитаре, пел для слушателей и для себя. На этюды Саша предпочитал ходить вместе с Сергеем. Ходили друзья также любоваться ночным Валаамом, конечно, делая при этом зарисовки. Вместе пили чай. Помнится, Саша был любителем крепкого чая и часто его заваривал.

Следующая страница (3)
______________________________
Hosted by uCoz