НАШ САША ХАРИТОНОВ. Статья в альманахе "Сердоболь"  

Валаам. Музей. Художники.
12 декабря 2010 исполнится 70 лет со дня рождения Александра Павловича Харитонова. Он оставил яркий след в истории художественной культуры Карелии, обогатив ее своим искусством. Его творчество – это свежая, молодая струя новых веяний проникшая в спокойный, устоявшийся мир привычных тем и сюжетов, господствовавших в начале 1970-х годов. Не отказываясь от традиционных форм и методов работы с натуры, работы над тематической композицией, он выделялся среди авторов, блиставших в те годы на небосклоне изобразительного искусства Карелии, неким духом нонконформизма, стремлением раздвинуть пластические возможности жанров натюрморта, пейзажа, тематической картины, сломать сложившие устои. Нередко, в его произведениях категории пространства и времени заявляют о себе в более широком и усложненном аспекте, чем это диктовала традиция. Он проявил себя художником глубоким, разносторонним, артистично владеющим техникой акварели. Он отличался умением создавать образы интеллектуально насыщенные, многоплановые: в них есть место и символике, и метафоре. Его произведения отмечены высоким профессиональным мастерством. Чувство меры и такта никогда не покидало автора, за какую бы задачу он ни взялся, за эскиз ли, набросок ли, или за большую программную работу. И, как это часто бывает, творчество А. Харитонова в полной мере явилось отражением его времени, его эпохи, а в его произведениях запечатлелась личность самого автора, умного, правдивого, слегка ироничного, в то же время крайне доброжелательного, необычайно щедрого в проявлении своего художественного таланта. Для истинных ценителей искусства, для коллекционеров и музеев его наследие было и остается интересным и желанным.
Наряду с другими музеями, которые приобретали его произведения, в то время, А.Харитоновым заинтересовался и валаамский, для которого тема «Валаам в изобразительном искусстве» имела одно из фундаментальных значений для успешного комплектования фондов. Этой темой занималась в основном я, как научный сотрудник музея и как искусствовед по образованию. Изучение анналов истории искусства в поиске новых имен, новых сведений по крупинкам разбросанным в биографиях старых мастеров, поиск ранее неизвестных произведений в фондах многих музеев, никак не исключало и не исключает сейчас параллельной работы и непосредственного общения с современными авторами. Многие художники, приезжавшие на остров на протяжении многих лет, были в поле зрения музея... Приезжали разные и отовсюду: и мастера, и начинающие авторы… Творили, живописали Валаам.
Александру Харитонову среди них принадлежит особое место. Он был одним из первых мастеров, к кому в 1980 г. молодой, только что начавший свою собирательскую деятельность, музей обратился с просьбой показать созданные по валаамским впечатлениям работы. Без сомнения, они должны были быть у Харитонова, поскольку его связи с колыбелью его детства и юности, первых опытов на художественном поприще, городом Сортавала, не прерывались, несмотря на то, что, после окончания факультета проектирования интерьера Высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной в1972 г., он обосновался сразу же в Петрозаводске. Они должны были быть, поскольку Валаам и Сортавала, как известно, находятся близко и неразрывно.
К тому времени Александр Харитонов уже стал признанным, авторитетным акварелистом. За плечами у него было участие и во всероссийских, и в двух зональных выставках, и в республиканских… Он успешно выступал и на выставках за рубежом. В 1976 г. он вступил в Союз художников СССР. В прессе, в рецензиях, телепередачах творчество художника неизменно получало одобрение, высокую оценку многих видных представителей художественной критики. По-настоящему ошеломительным было его выступление в пресс-зале Союза журналистов (октябрь 1979), когда, благодаря не трем-четырем экспонатам, по обыкновению, а сотне выставленных на обозрение публики произведений, талант их автора впервые раскрылся в своей многогранности, остроте новаторства и неуемности интеллектуальной силы. Творчество его будоражило воображение, хотя и не всегда поддавалось попыткам адекватному его восприятию массовым зрителем.

Следующая страница (2)
______________________
У вдовы художника
______________________
Hosted by uCoz