ВАЛААМ , МУЗЕЙ, ХУДОЖНИКИ (публикации в прессе)
Главная Валаамский музей 1980-х гг Художники - друзья Валаама Помнится, приехали они... Выставки валаамского музея Из Альбома Ю. Кряквина
О персональной выставке Ю. Кряквина в 1981-82 г. в г. Петрозаводске

ПОИСК ХУДОЖНИКА



В Петрозаводском Доме актера открыта выставка молодого ленинградского художника Юрия Кряквина, творчество которого тесно связано с Карелией, с Валаамом. Ряд его произведений приобретен Валаамским историко-архитектурным и природным музеем-заповедником.
Помимо работ, отражающих красоту Валаама, большой интерес посетителей вызывают представленные на выставке натюрморты, -композиции-фантазии, пейзажи. Значительную часть экспозиции занимают портреты деятелей науки и культуры. Все эти работы позволяют проследить формирование стиля художника, оценить многообразие его творческих интересов.
Особую группу на выставке представляют картины, написанные в колорите огненно-красных, охристых тонов, сочетающихся с насыщенными синими и голубыми. Это. В частности, «Женский портрет», декоративный натюрморт «Посвящение Шекспиру», «Кинто» (продавец персиков в Грузии).
В последние годы искусство художника претерпевает значительныеизменения, становится более содержательным. Об этом говорят портрет отца и натюрморты со скрипками, тоже посвященные его памяти.
Но рядом с этими работами мы видим пять холстов, в которых появляются светлые интонации, тенденция к декоративности. И другие живописные произведения последнего времени говорят об изменениях в мировосприятии художника. Мир предстает в них в своих устойчивых формах. Художник на подходе к поискам новых средств выразительности. Хочется пожелать, чтобы мастерство импровизатора не изменило ему, чтобы эмоциональное начало было по-прежнему сильным в его живописных произведениях.
Интересны на выставке и графические работы. В целях большей выразительности худоник прибегает в них к гротеску, нарушению привычных пропорций.
Привлекают внимание посетителей графические портреты. Они выполнены монохромной пастелью на тоновой бумаге и сангиной. Выполнены сангиной «Портрет художника Дмитрия Плавинского» и «Портрет неизвестного». В них нет стремления к психологизму, в основном довлеет игра с формой, изучение возможностей материала. Иное — пастельные портреты, на которых запечатлены лица друзей или хороших знакомых художника. Здесь уже присутствуют элементы психологизма, хотя, видимо, путь в этом направлении мастером еще не пройден до конца. Первые в этой группе произведений — «Портрет профессора Пер ф. и л о в а Н. А.» и «Портрет академика В. В. Новожилова» свидетельствуют, что художник еще только осваивает новые для себя средства выразительности. Зато другие портреты: профессора Г. И. Баренблатта, засл. деятеля искусств РСФСР кинооператора В. А. Бурыкина, заел, деятеля искусств ЭССР кинооператора Ю. Силарта, лауреата Ленинской премии, нар. артиста СССР кинорежиссера Т. ГО. Вульфовича, художников В. Немухина и А. Харитонова выполнены с гораздо большей уверенностью и мастерством.
Все названные портреты объединяет один и тот же прием; модели максимально приближены к зрителю, лицо их заполняет пространство листа. Прием деформации, который раньше использовался художником, проявляется в них в меньшей степени, ненавязчиво, в иных; случаях едва уловимо. В этих работах художник подчиняется натуре, дар импровизатора, артистизм хорошо чувствуются в самых лучших портретах названного цикла.
Выставка работ Юрия Кряквина открывает богатые выразительные возможности искусства живописи, разнообразие его средств. В планах художника — альбом портретов представителей ученого мира и новые работы'', связанные с валаамской тематикой.
................................Л. ПЕЧЕРИНА, ст. научный сотрудник Валаамского историко-архитектурного и природного музея-заповедника
(«Ленинская правда», 16 января 1982)

Hosted by uCoz